DataLife Engine > Новости и события > Соблюдение организациями требований по безопасности труда на автомобильном транспорте

Соблюдение организациями требований по безопасности труда на автомобильном транспорте


8 сентября 2017. Разместил: zanyat
В первом полугодии 2017 года на производстве в результате транспортных  происшествий погибло девять работников. Основными причинами несчастных случаев  на производстве в транспортной отрасли явились:
 
  • нарушение правил дорожного движения;
  • неудовлетворительная организация производства работ;
  • нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств;
  • неудовлетворительное состояние здоровья водителей.  
Ра­бо­та на транс­пор­те свя­за­на с боль­ши­ми рис­ка­ми. Ав­то­мо­биль сам по себе яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком по­вы­шен­ной опас­но­сти, по­это­му за­ко­но­да­тель­ство предъ­яв­ля­ет жест­кие тре­бо­ва­ния к охране труда на ав­то­мо­биль­ном транс­пор­те. Нор­ма­тив­ные тре­бо­ва­ния по охране труда на ука­зан­ном транс­пор­те со­дер­жат­ся в со­от­вет­ству­ю­щих Меж­от­рас­ле­вых пра­ви­лах ПОТ РМ-027-2003, ко­то­рые утвер­жде­ны Мин­тр­у­дом Рос­сии 12.05.2003 в По­ста­нов­ле­нии N 28. Дан­ные Пра­ви­ла дей­ству­ют в от­но­ше­нии ра­бот­ни­ков ор­га­ни­за­ций и пред­при­ни­ма­те­лей, ока­зы­ва­ю­щих услу­ги по:
 
  • тех­об­слу­жи­ва­нию, ре­мон­ту и про­вер­ке ав­то­транс­порт­ных средств;
  • пе­ре­воз­ке пас­са­жи­ров и гру­зов.
В Пра­ви­лах пе­ре­чис­ле­ны нега­тив­ные фак­то­ры про­из­вод­ства, ко­то­рые вли­я­ют на ра­бот­ни­ков ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та:
 
  • фи­зи­че­ские: дви­жу­щи­е­ся ме­ха­низ­мы, по­вы­шен­ный уро­вень шума и виб­ра­ции, недо­ста­точ­ное осве­ще­ние и т.д.;
  • хи­ми­че­ские: за­га­зо­ван­ность и за­пы­лен­ность воз­ду­ха.
Осо­бен­но­сти, свя­зан­ные с ра­бо­чим вре­ме­нем и от­ды­хом во­ди­те­лей, уста­нов­ле­ны со­от­вет­ству­ю­щим По­ло­же­ни­ем, ко­то­рое утвер­жде­но Мин­тран­сом Рос­сии 20.08.2004 (При­каз N 15). Данное Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации. Работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями,  по согласованию с представительным органом работников. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения. В настоящее время для контроля режима труда и отдыха водителей используются специальные приборы - тахографы. За нарушение режима предусмотрен административный штраф от 1000 до 3000 рублей. Оснащаться тахографами должны только транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками, на водителей личных автомобилей установленный законодательством режим труда и отдыха не распространяется. Со­глас­но этому По­ло­же­нию ра­бо­чая смена во­ди­те­ля может со­став­лять:
 
  • во­семь часов (нор­маль­ная про­дол­жи­тель­ность);
  • не более де­ся­ти часов в слу­чае сум­ми­ро­ван­но­го учета вре­ме­ни ра­бо­ты;
  • не более две­на­дца­ти часов при сверх­уроч­ных ра­бо­тах и если во­ди­тель дол­жен до­е­хать до места от­ды­ха. В слу­чае необ­хо­ди­мо­сти пре­бы­ва­ния во­ди­те­ля в ав­то­мо­би­ле более 12 часов при­вле­ка­ет­ся вто­рой во­ди­тель. Ав­то­мо­биль при этом дол­жен быть осна­щен спаль­ным ме­стом.
При меж­ду­го­род­ных пе­ре­воз­ках после трех­ча­со­во­го непре­рыв­но­го управ­ле­ния транс­порт­ным сред­ством де­ла­ет­ся пе­ре­рыв не менее 15 минут, а затем — не реже чем каж­дые два часа. Ра­бот­ни­ки ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та в обя­за­тель­ном по­ряд­ке про­хо­дят:
 
  • ин­струк­таж по охране труда (в том числе ввод­ный, пер­вич­ный, по­втор­ный, вне­пла­но­вый и це­ле­вой). В связи с от­не­се­ни­ем ав­то­транс­пор­та к ис­точ­ни­кам по­вы­шен­ной опас­но­сти не реже чем раз в три ме­ся­ца осу­ществ­ля­ет­ся по­втор­ный ин­струк­таж;
  • обу­че­ние по без­опас­но­сти труда со сда­чей эк­за­ме­нов;
  • пред­ва­ри­тель­ный и пе­ри­о­ди­че­ский мед­осмот­ры.
С 26.03.2016 дей­ству­ет новый по­ря­док про­ве­де­ния ме­до­сви­де­тель­ство­ва­ния во­ди­те­лей (При­каз Мин­здра­ва Рос­сии N 344н от 15.06.2015). Ра­бот­ни­ки долж­ны быть бес­плат­но и свое­вре­мен­но обес­пе­че­ны сред­ства­ми ин­ди­ви­ду­аль­ной за­щи­ты, име­ю­щи­ми сер­ти­фи­ка­ты со­от­вет­ствия, спе­ци­аль­ны­ми одеж­дой и обу­вью, мо­ю­щи­ми и обез­за­ра­жи­ва­ю­щи­ми сред­ства­ми, при ра­бо­те во вред­ных усло­ви­ях труда вы­да­ет­ся мо­ло­ко или дру­гое спе­ци­аль­ное пи­та­ние.
Требования охраны труда
Меж­от­рас­ле­вые пра­ви­ла преду­смат­ри­ва­ют сле­ду­ю­щие тре­бо­ва­ния:
 
  • при про­ве­де­нии работ;
  • к по­ме­ще­ни­ям, ис­поль­зу­е­мым в ра­бо­те;
  • к хра­не­нию ма­те­ри­а­лов, про­дук­ции и от­хо­дов;
  • к ав­то­транс­порт­ным сред­ствам;
  • к про­из­вод­ствен­но­му обо­ру­до­ва­нию;
  • по элек­тро­без­опас­но­сти;
  • к ре­жи­му ра­бо­че­го вре­ме­ни и от­ды­ха;
  • к от­бо­ру, ин­струк­та­жу и обу­че­нию ра­бот­ни­ков;
  • к при­ме­не­нию средств за­щи­ты.
Более де­таль­ные тре­бо­ва­ния преду­смот­ре­ны ин­струк­ци­я­ми по охране труда, утвер­жден­ны­ми для от­дель­ных про­фес­сий, на­при­мер, Ин­струк­ци­ей для во­ди­те­ля ав­то­по­груз­чи­ка от 19.05.2004, утв. Мин­тр­у­дом Рос­сииТи­по­вой ин­струк­ци­ей для во­ди­те­лей гру­зо­во­го ав­то­мо­би­ля, утв. 15.12.1997 Минэко­но­ми­ки РФ.
Ответственность за нарушение требований охраны труда
В слу­чае непро­ве­де­ния в уста­нов­лен­ный срок необ­хо­ди­мых ин­струк­та­жей, а также непред­став­ле­ния до­ку­мен­тов, под­твер­жда­ю­щих их про­ве­де­ние, при­том что ра­бот­ник, не про­шед­ший обу­че­ние, будет до­пу­щен к ра­бо­те, долж­ност­но­му лицу, от­вет­ствен­но­му за обу­че­ние, и ин­ди­ви­ду­аль­но­му пред­при­ни­ма­те­лю гро­зит штраф в раз­ме­ре от два­дца­ти до трид­ца­ти тысяч руб­лей, а юри­ди­че­ско­му лицу – от ста трид­ца­ти тысяч руб­лей до ста пя­ти­де­ся­ти (см. ч. 3 ст. 5.27.1 КоАПРФ). Если тру­до­вая ин­спек­ция вы­явит от­сут­ствие ин­струк­ции по охране труда, про­ви­нив­шей­ся ор­га­ни­за­ции гро­зит штраф от 50 до 80 тыс. руб., а ин­ди­ви­ду­аль­но­му пред­при­ни­ма­те­лю – от 10 до 30 (ч. 1 ст. 5.27.1КоАП РФ). По­втор­ное на­ру­ше­ние по­вле­чет от­вет­ствен­ность в виде при­оста­нов­ле­ния де­я­тель­но­сти на 90 суток либо штра­фа в раз­ме­ре от 100 тыс. руб. до 200 для юри­ди­че­ских лиц и от 30 до 40 – для ИП. За на­ру­ше­ние, свя­зан­ное с про­ве­де­ни­ем мед­осмот­ров во­ди­те­лей (пред­ва­ри­тель­но­го, пе­ри­о­ди­че­ско­го, пред­рей­со­во­го или по­сле­рей­со­во­го), ст. 11.32 КоАП РФ преду­смат­ри­ва­ет штраф в раз­ме­ре:
 
  • от одной до по­лу­то­ра тысяч руб­лей – для граж­дан;
  • от двух до трех тысяч руб­лей – для долж­ност­ных лиц;
  • от трид­ца­ти до пя­ти­де­ся­ти тысяч руб­лей – для юри­ди­че­ских лиц.
В за­ви­си­мо­сти от на­ру­ше­ния к от­вет­ствен­но­му лицу могут быть при­ме­не­ны и дру­гие виды от­вет­ствен­но­сти.