+8 (861) 662-52-09  приемная главы, +8(861)662-54-20 дежурный ЕДДС
RU EN DE

ЕСЛИ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЗЕМЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

12.04.2024
ЕСЛИ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЗЕМЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Для земледельцев (и для государства) большое значение имеет эффективное использование земель. С учетом не везде благоприятного для выращивания сельскохозяйственных культур климата нашей страны важно эффективно использовать уже освоенные участки.
С этой целью применяются разные методы стимулирования владельцев земельных участков для наиболее активного их использования, в том числе налоговое регулирование.

Если участок не используется по назначению,
то ставка повышается

Согласно ст. 389 НК РФ земельные участки, в частности сельскохозяйственного назначения, являются объектом обложения земельным налогом. При этом для участков разных категорий установлены различные налоговые ставки (ст. 394 НК РФ).
Для "обычных" участков, которых большинство, применяется ставка 1,5%, но для некоторых категорий земельных участков действует ставка 0,3%, в том числе для участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельхозпроизводства.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Причем указано, что в составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в частности земле как природному объекту (ст. 42 ЗК РФ).
На основании п. 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" факт неиспользования земельного участка для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности устанавливает орган государственного земельного надзора.
До принятия в судебном порядке по иску названного органа решения о принудительном изъятии такого земельного участка у его собственника отводится не менее трех лет, в течение которых он может все же приступить к использованию участка по целевому назначению.

К сведению. Признаки неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в настоящее время приведены в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482.
По сравнению с применявшимся до 30.09.2020 Перечнем, который был утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 N 369, число названных признаков существенно расширилось, они описываются подробнее.

В Письме Минфина России от 16.07.2014 N 03-05-04-02/34879 <1> сообщается, что, если земельный участок признан уполномоченным органом не используемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель и не превышающей 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (см. также Письма Минфина России от 03.06.2015 N 03-05-04-02/32131, ФНС России от 28.12.2018 N БС-4-21/25914@, от 19.02.2020 N БС-4-21/2910@).
--------------------------------
<1> Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 30.07.2014 N БС-4-11/14944@.

К сведению. По мнению налоговиков, названные условия применения ставки в размере не более 1,5% действуют также в случае перехода права на земельный участок к лицам, которые не привлекались к административной ответственности за его использование не по целевому назначению, в том числе когда предыдущий собственник распорядился земельным участком до устранения им правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.7 или 8.8 КоАП РФ (предусматривают административную ответственность за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, использование участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению) (см. также п. 3 Письма ФНС России от 20.03.2018 N БС-4-21/5157@). У Минфина иной подход (см. Письмо от 04.02.2019 N 03-05-06-02/6228). Он считает, что после перехода права собственности на земельный участок, который не использовался для сельскохозяйственного производства прежним владельцем, подлежит применению ставка 0,3%, поскольку основания полагать, что новый владелец не использует участок по его назначению, отсутствуют.

Чиновники часто отмечают, что для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3%, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и полное использование этого участка для сельскохозяйственного производства.
В этом их поддерживают арбитражные суды (см., например, Постановления АС ВВО от 03.02.2021 N Ф01-15912/2020 по делу N А28-16743/2019, от 15.11.2018 N Ф01-5101/2018 по делу N А28-2455/2017, АС ЗСО от 17.11.2020 N Ф04-4333/2020 по делу N А27-25395/2019).
В соответствии с п. 18 ст. 396 НК РФ орган, осуществляющий государственный земельный надзор, обязан в течение десяти дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, связанного с неиспользованием для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абз. 4 и 5 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ <2>), представить в налоговый орган по субъекту РФ сведения о неиспользовании такого участка для сельхозпроизводства.
--------------------------------
<2> Не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ, а также ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

При установлении органом, осуществляющим государственный земельный надзор, факта устранения указанного нарушения либо при отмене указанного предписания сведения об установлении такого факта либо об отмене такого предписания в течение десяти дней представляются в налоговый орган по субъекту РФ. Данные сведения представляются также органом, осуществляющим государственный земельный надзор, в налоговый орган по его запросу в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса.
По мнению ФНС, если обследования земельных участков проведены по законодательству РФ и в порядке, установленном для осуществления муниципального земельного контроля нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то результаты обследований могут рассматриваться налоговыми органами для подтверждения соответствующих фактов использования (неиспользования) земельных участков в предпринимательской деятельности в целях применения налоговых ставок, установленных согласно абз. 3, 4 пп. 1, пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ (Письма от 29.09.2020 N БС-4-21/15891@, от 02.12.2020 N БС-4-21/19846@).
По норме п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.

Пример. В сентябре 2020 года выявлен факт неиспользования собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения в соответствии с данной целью. В августе 2021 года признано, что это нарушение устранено.
Согласно разъяснению Минфина за все отчетные периоды 2020 года, в том числе за I, II и III кварталы, земельный налог собственник должен уплатить по ставке 1,5%, как для прочих земель.
За все отчетные периоды 2021 года земельный налог уплачивается по ставке 0,3%, как для земель сельскохозяйственного назначения.
За прошедшие до вынесения того и другого решения отчетные периоды необходимо представить уточненные декларации.

Если нарушение оперативно устранено

Добросовестный хозяйствующий субъект, в отношении которого выявлен факт неиспользования земельного участка по сельскохозяйственному назначению, постарается как можно быстрее исправить нарушение. Не исключено, что ему удастся это сделать в том же налоговом периоде, когда нарушение зафиксировано.
В связи с этим в Письме Минфина России от 23.08.2017 N 03-05-04-02/54186 <3> указано, что НК РФ не определен порядок применения налоговой ставки для участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, который не используется для сельхозпроизводства, если полномочным органом государственного земельного надзора в налоговом периоде было выявлено правонарушение, связанное с неиспользованием земельного участка для сельскохозяйственного производства, а налогоплательщик данное нарушение устранил в этом же налоговом периоде.
--------------------------------
<3> Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 28.08.2017 N БС-4-21/16987@.

Финансисты напомнили, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. В связи с этим, по их мнению, в таком случае исчисление суммы земельного налога должно производиться по налоговым ставкам, установленным нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ. То есть в течение всего налогового периода следует применять пониженную налоговую ставку, установленную для земель сельскохозяйственного назначения.
Отметим: в упомянутом Письме N 03-05-04-02/54186 (а также в Письме от 13.10.2017 N 03-05-04-02/67093) Минфин указывал на то, что подготовлен проект закона, который при неиспользовании земельного участка в соответствии с его сельскохозяйственным назначением предусматривает применение ставок земельного налога все-таки с точностью даже не до отчетного периода, а до месяца.
В этом законопроекте Минсельхоз, который его разработал, предложил дополнить ст. 396 НК РФ новым пунктом, согласно которому для участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абз. 3 - 5 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ), не используемых для сельхозпроизводства, исчисление суммы налога производится по ставкам в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ (то есть как для прочих земель), начиная с налогового периода, в котором установлен факт неиспользования таких земельных участков, до месяца, в котором указанное правонарушение устранено. В этом случае налог должен исчисляться по общей ставке весь налоговый период, в котором зафиксировано нарушение, а в том налоговом периоде, когда оно будет устранено, общая ставка применяется с начала периода до месяца устранения.
Однако данный законопроект так и не был внесен Минсельхозом в Государственную Думу.
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!