1. Понятие перепланировки нежилого помещения и его
соотношение с понятием реконструкции нежилого помещения
Согласно п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 5 Обзора судебной практики по спорам, связанным с реконструкцией, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023 (далее - Обзор от 13.12.2023), ч. 2 ст. 40 ЖК РФ допускает возможность реконструкции не всего многоквартирного дома, а отдельных помещений в нем; при этом действующее законодательство понятие "реконструкция помещения в многоквартирном доме" не содержит.
На основании изложенного при разрешении вопроса об отнесении работ, выполненных собственником помещения в многоквартирном доме, к реконструкции судам следует применять положения п. 14 ст. 1 ГрК РФ (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ).
В Письме Росреестра от 30.01.2025 N 13-0728-АБ/25 разъяснено, что исходя из определения реконструкции объекта капитального строительства (п. 14 ст. 1 ГрК РФ) и определения понятия помещения (п. 1 ст. 141.4 ГК РФ, п. 14 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений") изменение границ помещений, образование новых помещений из помещений, изменение внутренней планировки помещений, расположенных в нежилых зданиях и сооружениях, представляет собой реконструкцию части объекта капитального строительства - нежилого здания или сооружения.
Основным отличием перепланировки от реконструкции является объект, в отношении которого осуществлены изменения. Так, перепланировка выполняется в помещениях (как в жилых, так и нежилых), расположенных в многоквартирном доме, а работы, проводимые в отношении здания (сооружения) или помещения, которое в нем находится, и в результате которых изменены параметры самого дома (его части) либо произведена замена, восстановление несущих конструкций, является реконструкцией.
Ранее на федеральном уровне был урегулирован процесс переустройства и (или) перепланировки только в отношении жилых помещений (гл. 4 ЖК РФ (вплоть до ред. от 25.12.2018 включительно)). С учетом отсутствия федерального регулирования процесса перепланировки нежилых помещений в определенных случаях было возможным использование положений о перепланировке жилых помещений при условии учета особенностей правового статуса такого объекта. Федеральным законом от 27.12.2018 N 558-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части упорядочения норм, регулирующих переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме" нормы гл. 4 ЖК РФ были распространены на жилые и нежилые помещения в многоквартирных домах.
Следовательно, осуществление собственником нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, работ по переустройству и (или) перепланировке должно происходить с соблюдением норм ЖК РФ (п. 1 Обзора от 13.12.2023).
В соответствии с ч. 2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение границ и (или) площади такого помещения, и (или) образование новых помещений, в том числе в случаях, предусмотренных ст. 40 ЖК РФ, и (или) изменение его внутренней планировки (в том числе без изменения границ и (или) площади помещения). В результате перепланировки помещения также могут быть изменены границы и (или) площадь смежных помещений. Перепланировка влечет за собой необходимость внесения изменений в сведения ЕГРН о границах и (или) площади помещения (помещений) или осуществления государственного кадастрового учета образованных помещений и государственной регистрации права на образованные помещения.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014, указано, что перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
По общему правилу, а также с учетом положений ГрК РФ термин "реконструкция" предусматривает более широкое изменение основных характеристик объектов недвижимости, нежели термин "перепланировка". При этом реконструкция может включать в себя, в том числе, и перепланировку, и переустройство.
2. Порядок согласования перепланировки нежилого помещения
Следует различать процесс согласования перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме (1) и в нежилом здании (2).
1. Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ перепланировка помещения в многоквартирном доме проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу п. 3.7.6 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04-2004, утв. Госстроем России, вопросы переоборудования и перепланировки квартир и нежилых помещений в многоквартирных домах находятся в компетенции органов местного самоуправления городов и иных поселений.
Например, согласно п. 2.5 Административного регламента предоставления государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирном доме" в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах" (далее - Административный регламент N 508-ПП), согласование переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме осуществляется на основании в том числе следующих документов (информации):
1) запроса (заявления) на предоставление государственной услуги, заполняемого посредством внесения сведений, указанных в Приложении 8 к Административному регламенту N 508-ПП, в интерактивную форму на Портале (п. 2.5.1.1.1.1 Административного регламента N 508-ПП);
2) документов, подтверждающих полномочия представителя заявителя (п. п. 2.5.1.1.1.2, 2.5.1.1.1.3 Административного регламента N 508-ПП);
3) правоустанавливающих документов на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (п. 2.5.1.1.1.4 Административного регламента N 508-ПП);
4) учетно-технической документации на помещение (п. 2.5.1.1.1.5 Административного регламента N 508-ПП);
5) согласия в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма, или всех собственников помещения, если помещение находится в собственности заявителя. Согласие оформляется в простой письменной форме, не требующей нотариального удостоверения, и должно содержать сведения, позволяющие идентифицировать лицо, предоставляющее согласие, и лицо, которому такое согласие выдано, вид работ, проведение которых согласуется (переустройство и (или) перепланировка), и адрес помещения. В случае если при переустройстве и (или) перепланировке помещения изменяется конфигурация смежного помещения, то заявителем предоставляется нотариально удостоверенное согласие всех членов семьи нанимателя, занимающих смежное жилое помещение на основании договора социального найма, или всех собственников смежного помещения, если помещение находится в собственности (для физических лиц - нотариально удостоверенное). В случае переустройства и (или) перепланировки помещения, переданного третьим лицам на основании договора аренды, арендатором предоставляется согласие арендодателя. Согласие оформляется в простой письменной форме, не требующей нотариального удостоверения, и должно содержать сведения, позволяющие идентифицировать лицо, предоставляющее согласие, и лицо, которому такое согласие выдано, вид работ, проведение которых согласуется (переустройство и (или) перепланировка), и адрес помещения (п. 2.5.1.1.1.6 Административного регламента N 508-ПП);
6) подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, разработанного организацией, являющейся членом саморегулируемой организации (далее - Проект) (п. 2.5.1.1.1.7 Административного регламента N 508-ПП);
7) иных документов, предусмотренных Административным регламентом N 508-ПП (при использовании части общего имущества дополнительно предоставляется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащее описание части общего имущества (используемого объекта), оформленное протоколом (и его копия)).
Пунктом 1.5 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП (далее - Положение о Мосжилинспекции), установлено, что Государственная жилищная инспекция г. Москвы (далее - Мосжилинспекция) является функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим в том числе функцию по предоставлению государственных услуг по согласованию переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Аналогичная норма содержится в п. 4.2.6 Положения о Мосжилинспекции.
В случае проведения работ по переустройству и (или) перепланировке помещения, связанных с затрагиванием несущих конструкций многоквартирного дома, заявитель может самостоятельно выбрать, к кому обращаться за разработкой технического заключения: к автору проекта дома или проектной организации, отобранной Мосжилинспекцией (п. 16 Требований к проведению переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, п. 1.2.3.5 Требований к составу проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и к составу технического заключения о допустимости и безопасности проведенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме утв. Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП).
Вышеуказанные нормы устанавливают случаи, в которых Мосжилинспекция отбирает проектную организацию, осуществляющую оформление технического заключения о допустимости и безопасности выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения, заключения о техническом состоянии конструкций зданий и о возможности производства планируемых работ, необходимых для предоставления государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирном доме" в силу п. п. 2.5.1.1.3.7 и 2.5.1.2.3.2 Административного регламента N 508-ПП, а также для оформления акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме на ранее выполненные работы без решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое решение требуется.
2. Процесс согласования перепланировки нежилого помещения в нежилом здании можно продемонстрировать на примере законодательства городского округа Лосино-Петровский Московской области.
Исходя из содержания п. 3.6 Порядка согласования переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений на территории городского округа Лосино-Петровский, утв. Постановлением администрации городского округа Лосино-Петровский МО от 05.10.2012 N 409 (далее - Порядок), для проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) обращается в администрацию городского округа Лосино-Петровский и представляет:
- заявление о переустройстве и (или) перепланировке нежилого помещения, расположенного в нежилом здании, по форме согласно Приложению N 4 к Порядку;
- правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения, выполненный проектной организацией или индивидуальными предпринимателями (архитекторами-проектировщиками), имеющими допуск к проектированию с соответствующим объемом видов проектных работ, на основании договора с заявителем. При этом заявителем в договоре должны быть предусмотрены обязательные условия по согласованию проекта с надзорными органами, а в случае, если переустройство или перепланировка затрагивает несущие стены, - ведение авторского надзора;
- технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения;
- согласие в письменной форме всех участников общей собственности на переустройство и (или) перепланировку нежилого помещения.
Решение о согласовании либо об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения принимается приемочной комиссией, указанной в п. 3.4 Порядка, по результатам рассмотрения соответствующего заявления и представленных документов не позднее чем через 45 дней со дня представления указанных в п. 3.6 Порядка документов (п. 3.13 Порядка).
Форма решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения, расположенного в нежилом здании, содержится в Приложении N 2 к Порядку.
В заключение необходимо отметить, что в зависимости от субъекта, на территории которого планируется осуществление перепланировки нежилого помещения, требования к документам, необходимым для согласования такой процедуры, могут отличаться. При этом с учетом существенных изменений характеристик объектов недвижимости при перепланировке получение разрешения на совершение такой процедуры в уполномоченных организациях является обязательным.
соотношение с понятием реконструкции нежилого помещения
Согласно п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 5 Обзора судебной практики по спорам, связанным с реконструкцией, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023 (далее - Обзор от 13.12.2023), ч. 2 ст. 40 ЖК РФ допускает возможность реконструкции не всего многоквартирного дома, а отдельных помещений в нем; при этом действующее законодательство понятие "реконструкция помещения в многоквартирном доме" не содержит.
На основании изложенного при разрешении вопроса об отнесении работ, выполненных собственником помещения в многоквартирном доме, к реконструкции судам следует применять положения п. 14 ст. 1 ГрК РФ (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ).
В Письме Росреестра от 30.01.2025 N 13-0728-АБ/25 разъяснено, что исходя из определения реконструкции объекта капитального строительства (п. 14 ст. 1 ГрК РФ) и определения понятия помещения (п. 1 ст. 141.4 ГК РФ, п. 14 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений") изменение границ помещений, образование новых помещений из помещений, изменение внутренней планировки помещений, расположенных в нежилых зданиях и сооружениях, представляет собой реконструкцию части объекта капитального строительства - нежилого здания или сооружения.
Основным отличием перепланировки от реконструкции является объект, в отношении которого осуществлены изменения. Так, перепланировка выполняется в помещениях (как в жилых, так и нежилых), расположенных в многоквартирном доме, а работы, проводимые в отношении здания (сооружения) или помещения, которое в нем находится, и в результате которых изменены параметры самого дома (его части) либо произведена замена, восстановление несущих конструкций, является реконструкцией.
Ранее на федеральном уровне был урегулирован процесс переустройства и (или) перепланировки только в отношении жилых помещений (гл. 4 ЖК РФ (вплоть до ред. от 25.12.2018 включительно)). С учетом отсутствия федерального регулирования процесса перепланировки нежилых помещений в определенных случаях было возможным использование положений о перепланировке жилых помещений при условии учета особенностей правового статуса такого объекта. Федеральным законом от 27.12.2018 N 558-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части упорядочения норм, регулирующих переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме" нормы гл. 4 ЖК РФ были распространены на жилые и нежилые помещения в многоквартирных домах.
Следовательно, осуществление собственником нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, работ по переустройству и (или) перепланировке должно происходить с соблюдением норм ЖК РФ (п. 1 Обзора от 13.12.2023).
В соответствии с ч. 2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение границ и (или) площади такого помещения, и (или) образование новых помещений, в том числе в случаях, предусмотренных ст. 40 ЖК РФ, и (или) изменение его внутренней планировки (в том числе без изменения границ и (или) площади помещения). В результате перепланировки помещения также могут быть изменены границы и (или) площадь смежных помещений. Перепланировка влечет за собой необходимость внесения изменений в сведения ЕГРН о границах и (или) площади помещения (помещений) или осуществления государственного кадастрового учета образованных помещений и государственной регистрации права на образованные помещения.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014, указано, что перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
По общему правилу, а также с учетом положений ГрК РФ термин "реконструкция" предусматривает более широкое изменение основных характеристик объектов недвижимости, нежели термин "перепланировка". При этом реконструкция может включать в себя, в том числе, и перепланировку, и переустройство.
2. Порядок согласования перепланировки нежилого помещения
Следует различать процесс согласования перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме (1) и в нежилом здании (2).
1. Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ перепланировка помещения в многоквартирном доме проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу п. 3.7.6 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04-2004, утв. Госстроем России, вопросы переоборудования и перепланировки квартир и нежилых помещений в многоквартирных домах находятся в компетенции органов местного самоуправления городов и иных поселений.
Например, согласно п. 2.5 Административного регламента предоставления государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирном доме" в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах" (далее - Административный регламент N 508-ПП), согласование переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме осуществляется на основании в том числе следующих документов (информации):
1) запроса (заявления) на предоставление государственной услуги, заполняемого посредством внесения сведений, указанных в Приложении 8 к Административному регламенту N 508-ПП, в интерактивную форму на Портале (п. 2.5.1.1.1.1 Административного регламента N 508-ПП);
2) документов, подтверждающих полномочия представителя заявителя (п. п. 2.5.1.1.1.2, 2.5.1.1.1.3 Административного регламента N 508-ПП);
3) правоустанавливающих документов на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (п. 2.5.1.1.1.4 Административного регламента N 508-ПП);
4) учетно-технической документации на помещение (п. 2.5.1.1.1.5 Административного регламента N 508-ПП);
5) согласия в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма, или всех собственников помещения, если помещение находится в собственности заявителя. Согласие оформляется в простой письменной форме, не требующей нотариального удостоверения, и должно содержать сведения, позволяющие идентифицировать лицо, предоставляющее согласие, и лицо, которому такое согласие выдано, вид работ, проведение которых согласуется (переустройство и (или) перепланировка), и адрес помещения. В случае если при переустройстве и (или) перепланировке помещения изменяется конфигурация смежного помещения, то заявителем предоставляется нотариально удостоверенное согласие всех членов семьи нанимателя, занимающих смежное жилое помещение на основании договора социального найма, или всех собственников смежного помещения, если помещение находится в собственности (для физических лиц - нотариально удостоверенное). В случае переустройства и (или) перепланировки помещения, переданного третьим лицам на основании договора аренды, арендатором предоставляется согласие арендодателя. Согласие оформляется в простой письменной форме, не требующей нотариального удостоверения, и должно содержать сведения, позволяющие идентифицировать лицо, предоставляющее согласие, и лицо, которому такое согласие выдано, вид работ, проведение которых согласуется (переустройство и (или) перепланировка), и адрес помещения (п. 2.5.1.1.1.6 Административного регламента N 508-ПП);
6) подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, разработанного организацией, являющейся членом саморегулируемой организации (далее - Проект) (п. 2.5.1.1.1.7 Административного регламента N 508-ПП);
7) иных документов, предусмотренных Административным регламентом N 508-ПП (при использовании части общего имущества дополнительно предоставляется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащее описание части общего имущества (используемого объекта), оформленное протоколом (и его копия)).
Пунктом 1.5 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП (далее - Положение о Мосжилинспекции), установлено, что Государственная жилищная инспекция г. Москвы (далее - Мосжилинспекция) является функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим в том числе функцию по предоставлению государственных услуг по согласованию переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Аналогичная норма содержится в п. 4.2.6 Положения о Мосжилинспекции.
В случае проведения работ по переустройству и (или) перепланировке помещения, связанных с затрагиванием несущих конструкций многоквартирного дома, заявитель может самостоятельно выбрать, к кому обращаться за разработкой технического заключения: к автору проекта дома или проектной организации, отобранной Мосжилинспекцией (п. 16 Требований к проведению переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, п. 1.2.3.5 Требований к составу проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и к составу технического заключения о допустимости и безопасности проведенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме утв. Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП).
Вышеуказанные нормы устанавливают случаи, в которых Мосжилинспекция отбирает проектную организацию, осуществляющую оформление технического заключения о допустимости и безопасности выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения, заключения о техническом состоянии конструкций зданий и о возможности производства планируемых работ, необходимых для предоставления государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирном доме" в силу п. п. 2.5.1.1.3.7 и 2.5.1.2.3.2 Административного регламента N 508-ПП, а также для оформления акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме на ранее выполненные работы без решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое решение требуется.
2. Процесс согласования перепланировки нежилого помещения в нежилом здании можно продемонстрировать на примере законодательства городского округа Лосино-Петровский Московской области.
Исходя из содержания п. 3.6 Порядка согласования переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений на территории городского округа Лосино-Петровский, утв. Постановлением администрации городского округа Лосино-Петровский МО от 05.10.2012 N 409 (далее - Порядок), для проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) обращается в администрацию городского округа Лосино-Петровский и представляет:
- заявление о переустройстве и (или) перепланировке нежилого помещения, расположенного в нежилом здании, по форме согласно Приложению N 4 к Порядку;
- правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения, выполненный проектной организацией или индивидуальными предпринимателями (архитекторами-проектировщиками), имеющими допуск к проектированию с соответствующим объемом видов проектных работ, на основании договора с заявителем. При этом заявителем в договоре должны быть предусмотрены обязательные условия по согласованию проекта с надзорными органами, а в случае, если переустройство или перепланировка затрагивает несущие стены, - ведение авторского надзора;
- технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения;
- согласие в письменной форме всех участников общей собственности на переустройство и (или) перепланировку нежилого помещения.
Решение о согласовании либо об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения принимается приемочной комиссией, указанной в п. 3.4 Порядка, по результатам рассмотрения соответствующего заявления и представленных документов не позднее чем через 45 дней со дня представления указанных в п. 3.6 Порядка документов (п. 3.13 Порядка).
Форма решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения, расположенного в нежилом здании, содержится в Приложении N 2 к Порядку.
В заключение необходимо отметить, что в зависимости от субъекта, на территории которого планируется осуществление перепланировки нежилого помещения, требования к документам, необходимым для согласования такой процедуры, могут отличаться. При этом с учетом существенных изменений характеристик объектов недвижимости при перепланировке получение разрешения на совершение такой процедуры в уполномоченных организациях является обязательным.