О каталоге
Каталог
{{ catalog.about.title }}

{{ p }}

{{ alert.title }}

{{ alert.descr }}

{{ alert.src }}
{{ alert.time }}
Подробнее
Категории
{{ cat.title }}
{{ cat.descr }}
{{ rightTitle }}
{{ cat.title }}
{{ cat.descr }}
{{ right.title }}

Контакты
{{ right.link }}
{{ right.address }}
Администрация муниципального образования Северский муниципальный район
Краснодарского края

Новости Северского росреестра

Как участнику долевого строительства зарегистрировать право собственности на объект незавершенного строительства
1. Как дольщику признать право собственности на объект незавершенного строительства через суд
Вы можете потребовать признать ваше право на основании ст. 12 ГК РФ. Для этого определитесь с конкретным требованием и судом, в который будете обращаться, составьте и предъявите иск.
Соблюдение досудебного порядка урегулирования спора по иску о признании права собственности, как правило, не требуется. По таким искам в арбитражный суд он может быть нужен, только если предусмотрен федеральным законом или договором, а по искам в суд общей юрисдикции - если предусмотрен федеральным законом (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 7 ч. 2 ст. 131, п. 3 ст. 132 ГПК РФ).

1.1. Какие требования и при каких условиях можно предъявить застройщику
Требования к застройщику о признании права собственности можно предъявить при неисполнении им своих обязательств по договору при условии, что вы надлежаще исполнили свои. Обычно для того, чтобы обязательства дольщика считались исполненными, ему требуется только полностью уплатить деньги по договору (п. 3 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2017)). Данные выводы сформулированы применительно к требованиям граждан в отношении квартир, но полагаем, что они применимы и к юрлицам, а также другим объектам долевого строительства.
Можно потребовать признать право собственности:
1)    на долю в общей долевой собственности в не завершенном строительством объекте в виде помещений (квартиры или др.), а также определить размер доли в общей долевой собственности на объект незавершенного строительства (п. 3 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2017)). Требование могут удовлетворить, когда к моменту рассмотрения спора объект незавершенного строительства еще не достроен, разрешение на его ввод в эксплуатацию не получено (Обзор, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.12.2013).
    Учтите, что практика судов по таким делам неоднозначна и есть риск, что вам могут отказать в признании права собственности на долю в подобном случае (см. Позиции ВС РФ и АС округов);
2)    на объект незавершенного строительства в виде помещений (квартиры или др.), если они вам переданы (п. 16 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.12.2013). Однако могут возникнуть проблемы с регистрацией вашего права. Минэкономразвития России считает, что законодательство допускает регистрацию права общей долевой собственности на сам объект незавершенного строительства, а не на помещения в нем. Помещения не считаются объектами незавершенного строительства (Письмо от 16.02.2018 N ОГ-Д23-1407).

1.2. В какой суд обратиться с иском
Выбирая между судом общей юрисдикции и арбитражным судом, учитывайте общие правила определения их компетенции. В частности, арбитражные суды, как правило, рассматривают споры между юрлицами и (или) ИП, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью (ч. 1, 2 ст. 27 АПК РФ). Гражданские споры, не отнесенные к компетенции арбитражных судов, рассматривают суды общей юрисдикции (ч. 3 ст. 22 ГПК РФ).
Обратитесь в районный суд общей юрисдикции или арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения объекта долевого строительства (ч. 1 ст. 38 АПК РФ, ч. 1 ст. 30 ГПК РФ, п. 5 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.12.2013, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 54).

1.3. Как составить и предъявить иск
Руководствуйтесь правилами составления исков в арбитражный суд или в суд общей юрисдикции. Укажите, что вы заключили договор участия в долевом строительстве (приведите его реквизиты), когда, в каком размере и как исполнили свои обязательства по договору, что является объектом и когда его должны были вам передать, когда и какие действия вы предпринимали до обращения в суд, что ответил застройщик и др. Заявляя требование признать за вами право собственности, сошлитесь на ст. 12 ГК РФ.

Пример формулировки требования признать право на долю в общей собственности в не завершенном строительством объекте (доля в виде помещений)
Прошу признать за истцом право собственности на долю в общей долевой собственности в не завершенном строительством объекте (многоэтажном жилом доме, корпус N 6 по адресу: г. Нижний Новгород, Приокский район, в границах земельного участка с кадастровым номером 52:15:184342:161) в виде нежилого помещения N 28 общей площадью 55,4 кв. м, расположенного на 1 этаже секции N 3 указанного дома.

Пример формулировки требования признать право на помещение как самостоятельный объект
Прошу признать за истцом право собственности на объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения N 28 общей площадью 55,4 кв. м, расположенного на 1 этаже секции N 3 многоэтажного жилого дома, корпус N 6 по адресу: г. Нижний Новгород, Приокский район, в границах земельного участка с кадастровым номером 52:15:184342:161.

При предъявлении иска действует общий порядок подачи иска в арбитражный суд или в суд общей юрисдикции. Вам потребуется доказать, что у вас существует право, которое вы требуете признать (п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010). Поэтому в число приложений среди прочего обязательно включите копии договора участия в долевом строительстве, документов об исполнении вами платежных обязательств перед застройщиком (например, платежные поручения с отметкой вашего банка).


См. также:
•    Что нужно доказать в суде для признания права собственности на недвижимость
•    Как уплатить госпошлину
•    Истец хочет признать право собственности на долю в объекте незавершенного строительства

2. Нужно ли ставить объект незавершенного строительства на кадастровый учет
Да, нужно. Регистрация права собственности на любой объект недвижимости проводится только при условии, что сведения о нем внесены в ЕГРН (ч. 4 ст. 1 Закона о госрегистрации недвижимости).
Если объект незавершенного строительства на учет не поставлен, вы можете сделать это сами одновременно с госрегистрацией своего права собственности (п. 1.2 ч. 3 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости). Однако для этого, как правило, потребуется подготовка технического плана на весь объект незавершенного строительства (Письмо Минэкономразвития России от 23.08.2019 N ОГ-Д23-7846).
При этом отметим, что поставить его на учет может и застройщик. Он обязан зарегистрировать свое право на такой объект (соответственно и поставить его на кадастровый учет), если возникают основания обращения взыскания на него (ч. 5 ст. 13 Закона об участии в долевом строительстве).
Также объект незавершенного строительства на кадастровый учет могут поставить уполномоченные органы власти. Это касается случая, когда регистрируется право собственности РФ (субъекта РФ или муниципального образования) на объект, который включен в федеральный (региональный) реестр незавершенных объектов капстроительства (п. п. 6.1, 6.2 ч. 1 ст. 15 Закона о госрегистрации недвижимости). В данном материале такая ситуация не рассматривается.


См. также: Как проводятся кадастровый учет и госрегистрация прав на объект незавершенного строительства - вместе или отдельно

3. Как подготовить заявление о регистрации права
Подготовьте заявление по установленной форме по общим правилам для заявлений о регистрации прав на недвижимость. При этом учитывайте следующие особенности при его заполнении, в частности:
•    в реквизите 4:
    - отметьте знаком вид объекта - "Объект незавершенного строительства";
    - в графе "Характеристика и ее значение" нужно указать проектируемую площадь объекта незавершенного строительства (п. 12 Требований, приведенных в Приложении N 4 к Приказу Росреестра от 19.08.2020 N П/0310);
•    в реквизите 6 знак проставьте в графе "права:", укажите его вид - "собственности" и размер доли в праве (который будет указан в решении суда);


См. также:
•    Как заполнить заявление о госрегистрации права на недвижимость на основании решения суда
•    Как заполнить заявление о регистрации права собственности на объект незавершенного строительства

4. Как представить документы в регистрирующий орган
Для этого:
1) подготовьте необходимые документы (ч. 4 ст. 18, ч. 1 ст. 58 Закона о госрегистрации недвижимости):
•    заявление (ч. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости);
•    документы, которые необходимы для госрегистрации права на недвижимость на основании решения суда;
2) уплатите госпошлину. Ее размер за госрегистрацию права собственности для физических лиц составляет 2 000 руб., для организаций - 22 000 руб. (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
3) представьте заявление и документы для регистрации права в регистрирующий орган. Они представляются в общем порядке, предусмотренном для госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ним.


См. также:
•    Какие документы необходимы организации для госрегистрации прав (договоров) на недвижимость
•    Как организации оформить доверенность для госрегистрации прав на недвижимость

5. В какой срок право зарегистрируют
Госрегистрация права собственности на объект незавершенного строительства (на долю в общей долевой собственности в не завершенном строительством объекте) по решению суда проводится в течение (п. п. 1 - 2 ч. 1 ст. 16 Закона о госрегистрации недвижимости):
•    семи рабочих дней с даты приема документов органом регистрации прав;
•    девяти рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.
Обратите внимание, что в п. 7 ч. 1 ст. 16 названного Закона установлен специальный срок для регистрации по решению суда - пять рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта, вступившего в законную силу. При этом уточняется, что речь идет о таком решении, в котором установлена обязанность осуществить госрегистрацию прав на объект недвижимости. Поэтому полагаем, что данный срок может применяться только при соблюдении тех условий, которые прямо названы в самой норме, - то есть если в резолютивной части решения суда прямо предусмотрена обязанность регистрирующего органа провести регистрацию прав.
В подтверждение госрегистрации вам выдадут выписку из ЕГРН, кроме случая, если вы отказались от ее получения путем проставления в заявлении о госрегистрации права соответствующей отметки (ч. 1 ст. 28 названного Закона, п. 247 Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278).

6. Особенности признания и регистрации права собственности при банкротстве застройщика
Если застройщик еще не признан банкротом, вы можете в общем порядке признать через суд свое право на объект незавершенного строительства (на долю в общей долевой собственности в не завершенном строительством объекте). Затем вы сможете зарегистрировать право, для чего нужно подготовить заявление и представить документы в регистрирующий орган.
Если застройщик уже признан банкротом, вы не сможете сделать этого в обычном порядке. Вы можете только предъявить требования в рамках дела о банкротстве в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве (п. 1 ст. 201.4, пп. 1 п. 1 ст. 201.8 Закона о банкротстве).

6.1. Какие требования можно предъявить застройщику после его признания банкротом
На данном этапе вы можете предъявить конкурсному управляющему следующие требования (п. п. 1, 3 ст. 201.4 Закона о банкротстве):
•    о передаче жилого помещения, машино-места и нежилого помещения;
•    денежное требование, например о возврате уплаченных денежных средств (пп. 4 п. 1 ст. 201.1 названного Закона);
•    о передаче жилого помещения, машино-места и нежилого помещения и денежное требование о возмещении убытков в виде реального ущерба (пп. 4 п. 1 ст. 201.1 указанного Закона).
О том, что застройщик признан банкротом и о возможности и сроках предъявления требований, вас известит конкурсный управляющий. Он должен сделать это в течение пяти дней с момента передачи руководителем застройщика сведений обо всех участниках долевого строительства. Уведомление о возможности и сроке предъявления требований должно быть опубликовано конкурсным управляющим в установленном порядке (п. 2 ст. 201.4 названного Закона).
Учтите, при передаче объекта незавершенного строительства и земельного участка жилищно-строительному кооперативу требования участников строительства могут быть погашены, если они отказались от возмещения (п. 1 ст. 201.10 Закона о банкротстве). Однако абз. 1 п. 1 ст. 201.10 Закона о банкротстве (в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ) применяется, если производство по делу о банкротстве застройщика возбуждено до 27 июня 2019 г. при условии, что к этому дню не начаты расчеты с кредиторами третьей очереди (ч. 17 ст. 16 Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ).


См. также:
•    Как предъявляются требования в деле о банкротстве застройщика
•    Участник долевого строительства хочет включить в реестр требование о передаче помещения или машино-места

6.2. За кем и при каких условиях регистрируется право на объект незавершенного строительства при банкротстве застройщика
Если застройщик уже признан банкротом, то зарегистрировать право собственности на объект, не завершенный строительством, можно за жилищно-строительным кооперативом либо иным специализированным потребительским кооперативом (далее - ЖСК).
Объект незавершенного строительства, имеющийся у застройщика, и земельный участок могут быть переданы ЖСК конкурсным управляющим. Кооператив создается участниками строительства (п. 1 ст. 201.10 Закона о банкротстве).
Однако это возможно только при одновременном соблюдении условий, которые перечислены в п. 3 ст. 201.10 названного Закона. К ним относятся, в частности, следующие:
1)    участники строительства приняли решение о создании ЖСК, который соответствует установленным требованиям;
2)    оставшегося имущества (после передачи объекта незавершенного строительства) достаточно для погашения текущих платежей и требований кредиторов первой и второй очереди либо на специальный банковский счет должника перечислены денежные средства на погашение требований этих кредиторов;
3)    после завершения строительства жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений должно быть достаточно для всех участников строительства, при этом не должно быть требований на одни и те же объекты;
4)    объект незавершенного строительства должен принадлежать застройщику на праве собственности, а земельный участок, на котором он находится, - на праве собственности или на любом другом праве.
Вопрос о передаче объекта незавершенного строительства ЖСК решается арбитражным судом. При его удовлетворении права застройщика на этот объект и земельный участок передаются ЖСК в качестве отступного по требованиям о передаче жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений и денежных требований (п. п. 11, 14 ст. 201.10 Закона о банкротстве).

6.3. Как зарегистрировать право на объект незавершенного строительства при банкротстве застройщика
Госрегистрация перехода права собственности (регистрация права собственности ЖСК) осуществляется в том же порядке, что и регистрация права собственности на объект незавершенного строительства. Нужно подготовить заявление и представить документы в регистрирующий орган.
Отличием является следующее:
•    в данном случае подается два заявления: конкурсный управляющий подает заявление о переходе права собственности, а представитель ЖСК - о регистрации права собственности;
•    размер госпошлины составит 22 000 руб. (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Запрет на выжигание сухой растительности
Северский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю напоминает землепользователям о недопустимости утилизации сухой травянистой растительности путем сжигания, так как это наносит непоправимый вред окружающей среде и здоровью людей, а также может вызвать пожароопасную ситуацию Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. № 1213 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» установлен запрет на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. В соответствии с пунктами 218 и 283 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 № 390, запрещено выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивых остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Под выжиганием сухой растительности, в том числе при проведении сельскохозяйственных палов, понимается повреждение или уничтожение вследствие пожаров травянистой и древесно-кустарниковой растительности, и как следствие, уничтожение плодородного слоя почвы, среды обитания объектов животного мира, загрязнение атмосферного воздуха. В условиях сухой, тёплой и ветреной погоды поджоги сухой травы, сорной растительности и мусора могут привести к значительному ущербу. Недобросовестные собственники земель сельскохозяйственного назначения не используют землю для производства сельскохозяйственной продукции, и поля зарастают деревьями, кустарниками, сорной растительностью, что представляет угрозу в случае возгорания и возникновения пожара не только окружающей среде — почве, растениям, деревьям, животным, но и может возникнуть угроза жизни людей. Статьей 42 «Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков: - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, которое не должно наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; - осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; - своевременно приступать к использованию земельных участков; - соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.
Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
Земельный сервитут, порядок его установления
Земельный сервитут устанавливается, например, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием. Кроме того, сервитут может потребоваться для других нужд собственника недвижимого имущества (абз. 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ; п. 1 ст. 23, ст. 39.23 ЗК РФ).
Обычно сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником (правообладателем) соседнего участка.
Соглашение оформляется письменно. Сервитут, установленный соглашением, подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Без регистрации сервитут нельзя считать установленным. Исключение составляют земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если срок установления сервитута в отношении такого участка не превышает трех лет (п. 1 ст. 131, п. 3 ст. 274 ГК РФ; п. 17 ст. 23, п. 1 ст. 39.24, п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ; ст. 52 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Если достичь соглашения об установлении или условиях сервитута не удалось, установить его можно только в судебном порядке (п. 3 ст. 274 ГК РФ).
Сервитут может быть установлен, только если отсутствует иная возможность для удовлетворения нужд лица, в пользу которого устанавливается сервитут, а собственник земельного участка, обремененного сервитутом, не лишится возможности использовать его по назначению (п. п. 7, 8 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017).
Сервитут, установленный на основании судебного решения, также должен быть зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости (ч. 1 ст. 52 Закона N 218-ФЗ).

Публичный земельный сервитут, порядок его установления
По общему правилу публичные сервитуты устанавливаются решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления по ходатайству о его установлении в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения. На основании указанного решения с гражданином, являющимся правообладателем земельного участка, заключается соглашение (п. 2 ст. 23, ст. ст. 39.39, 39.47 ЗК РФ; п. 5.54 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432).
Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для прохода или проезда через земельный участок, размещения на нем межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним, а также для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, водопоя, для проведения на участке дренажных и мелиоративных работ, для прогона через участок сельскохозяйственных животных, для сенокошения и выпаса на земельных участках сельскохозяйственных животных в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям для охоты, рыболовства и рыбоводства.
Также земельный участок может быть при определенных условиях обременен сервитутом, в частности, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, реконструкции, капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами (п. 4 ст. 23, пп. 1, 6 ст. 39.37 ЗК РФ).
До 31.12.2024 включительно публичные сервитуты могут устанавливаться также для строительства и реконструкции объектов, предназначенных для реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры. Решение об установлении таких сервитутов принимают уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления, уполномоченные на утверждение документации по планировке территории объекта инфраструктуры (ч. 1, 5, 8 ст. 4, ч. 2 ст. 13 Закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ; ст. 19 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2020 N 2278-р).
Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Такие сведения вносятся в ЕГРН на основании копии решения об установлении публичного сервитута, которое в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляется органом, установившим сервитут, в орган регистрации прав. Одновременно с внесением в ЕГРН сведений о публичном сервитуте осуществляется государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением публичного сервитута (п. 17 ст. 23, пп. 4 п. 7, п. 8 ст. 39.43 ЗК РФ; ч. 15.1 ст. 32, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 44 Закона N 218-ФЗ; Письмо Росреестра от 25.03.2019 N 01-02960-ГЕ/19 (Приложение к Письму Росреестра от 04.06.2019 N 01-05327-ГЕ/19)).
Предусмотрены также особенности установления до 01.01.2025 публичного сервитута на основании, например, ходатайства субъекта естественной монополии для эксплуатации используемого им в сфере своей деятельности линейного объекта, созданного до 30.12.2004, в отношении которого у него отсутствуют соответствующие права и который эксплуатируется для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения (ст. 3.9 Закона N 137-ФЗ; ч. 6.4, 6.5 ст. 70 Закона N 218-ФЗ).
Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут защищать свои права в судебном порядке (п. 14 ст. 23 ЗК РФ).
Собственник земельного участка, обремененного публичным сервитутом, может подать исковое заявление в суд общей юрисдикции об установлении соразмерной платы за сервитут и определении порядка выплат в связи с тем, что установление сервитута привело к существенным затруднениям в использовании земельного участка (п. п. 13, 14 ст. 23 ЗК РФ).

Различия между сервитутом и публичным сервитутом
Основное отличие между сервитутом и публичным сервитутом - способы их установления и интересы, для которых они устанавливаются.
Например, собственник земельного участка для прокладки линии электропередачи или газопровода к своему участку может заключить соглашение с собственником соседнего земельного участка, через который коммуникации будут подведены. В этом случае речь идет о сервитуте. Если же через район индивидуальной жилой застройки необходимо провести коммуникации для вновь застраиваемой территории, устанавливается публичный сервитут.

Срок сервитута
Срок сервитута определяется соглашением сторон, а срок публичного сервитута - решением о его установлении на основании срока, указанного в ходатайстве об установлении. Срок сервитута (в том числе публичного) в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель (п. 7 ст. 23, ст. 39.45 ЗК РФ).
Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, соглашение об установлении которого заключено с арендатором или землепользователем такого участка, не может превышать срок действия договора аренды или безвозмездного пользования (п. 4 ст. 39.24 ЗК РФ).
При этом срок публичного сервитута зависит от целей его установления и составляет, например, для строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства федерального значения от 10 до 49 лет (п. 1 ст. 39.45 ЗК РФ).

Плата за сервитут
Порядки установления платы за частный и публичный сервитут отличны друг от друга. Так, правообладатель земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Ее размер, а также порядок внесения следует указать в соглашении. Также плата за земельный сервитут может быть определена в судебном решении, на основании которого он установлен (п. п. 3, 5 ст. 274 ГК РФ; п. 12 ст. 23 ЗК РФ).
При установлении публичного сервитута правообладатель обремененного участка, как правило, может требовать соразмерную плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут, если установление сервитута существенно затрудняет использование земельного участка. Размер такой платы определяется в установленном порядке. Размер платы, порядок и срок ее внесения указываются в соглашении (п. 13 ст. 23, ст. 39.46, пп. 8 п. 1 ст. 39.47 ЗК РФ; п. 1 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.06.2019 N 321).
Вместе с тем публичный сервитут может быть безвозмездным, в частности, в отношении земельного участка, правообладатель которого является стороной договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях исполнения которого установлен публичный сервитут (пп. 3 п. 6 ст. 39.46 ЗК РФ).

При наличии спора относительно размера платы за сервитут он может быть определен в судебном порядке, в том числе путем назначения соответствующей экспертизы (п. 12 Обзора).
Как соотносятся между собой кадастровая и рыночная стоимость
Кадастровая стоимость - это установленная в процессе государственной кадастровой оценки стоимость объекта недвижимости. Она определяется методами массовой оценки, а при невозможности использовать эти методы - индивидуально для объекта в соответствии с законодательством (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о кадастровой оценке, ст. 3 Закона об оценочной деятельности, Вопрос-Ответ Росреестра).
Вне процедуры кадастровой оценки такая стоимость может быть установлена в следующих случаях (ст. ст. 16, 21, 22 Закона о кадастровой оценке, ст. 3 Закона об оценочной деятельности):
•    при определении кадастровой стоимости вновь учтенных, ранее учтенных объектов, а также учтенных в ЕГРН объектов, если изменены их характеристики;
•    оспаривании кадастровой стоимости;
исправлении ошибок, которые были допущены при определении кадастровой стоимости
Кадастровая стоимость определяется на основе рыночной и иной информации, которая связана с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости. При этом не учитываются имущественные права на данный объект, кроме права собственности. Ее определение предполагает расчет вероятной суммы типичных для рынка затрат, которые необходимы для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 3 Закона о кадастровой оценке, п. 2 Методических указаний, утвержденных Приказом Росреестра от 04.08.2021 N П/0336).
Рыночная стоимость в свою очередь - это наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Ее определяет оценщик по общему правилу на основании договора на проведение оценки (ст. ст. 3, 4, 9 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, кадастровая стоимость и рыночная стоимость недвижимости - это два разных понятия и две разные величины. Кадастровая стоимость не является рыночной стоимостью, но механизм ее определения предполагает, что она должна быть максимально приближена к ней.
При этом кадастровая стоимость может быть оспорена либо установлена по вашему заявлению в размере рыночной стоимости в порядке ст. ст. 22, 22.1 Закона о кадастровой стоимости.

Запрет на выжигание сухой растительности
Северский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю напоминает землепользователям о недопустимости утилизации сухой травянистой растительности путем сжигания, так как это наносит непоправимый вред окружающей среде и здоровью людей, а также может вызвать пожароопасную ситуацию Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. № 1213 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» установлен запрет на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. В соответствии с пунктами 218 и 283 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 № 390, запрещено выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивых остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Под выжиганием сухой растительности, в том числе при проведении сельскохозяйственных палов, понимается повреждение или уничтожение вследствие пожаров травянистой и древесно-кустарниковой растительности, и как следствие, уничтожение плодородного слоя почвы, среды обитания объектов животного мира, загрязнение атмосферного воздуха. В условиях сухой, тёплой и ветреной погоды поджоги сухой травы, сорной растительности и мусора могут привести к значительному ущербу. Недобросовестные собственники земель сельскохозяйственного назначения не используют землю для производства сельскохозяйственной продукции, и поля зарастают деревьями, кустарниками, сорной растительностью, что представляет угрозу в случае возгорания и возникновения пожара не только окружающей среде — почве, растениям, деревьям, животным, но и может возникнуть угроза жизни людей. Статьей 42 «Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков: - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, которое не должно наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; - осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; - своевременно приступать к использованию земельных участков; - соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.
Для чего применяется кадастровая стоимость
Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством РФ (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о кадастровой оценке). Например, она необходима:
1)    для целей налогообложения:
    - для земельных участков она является налоговой базой по земельному налогу (п. 1 ст. 390 НК РФ);
    - отдельных объектов недвижимости (например, административно-деловых и торговых центров, помещений в них) - базой по налогу на имущество организаций (п. 2 ст. 375 НК РФ);
2)    определения арендной платы за земельный участок, который находится в публичной собственности (п. 5 ст. 65 ЗК РФ);
определения цены при продаже земельного участка, находящегося в государств
Запрет на выжигание сухой растительности
Северский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю напоминает землепользователям о недопустимости утилизации сухой травянистой растительности путем сжигания, так как это наносит непоправимый вред окружающей среде и здоровью людей, а также может вызвать пожароопасную ситуацию Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. № 1213 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» установлен запрет на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. В соответствии с пунктами 218 и 283 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 № 390, запрещено выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивых остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Под выжиганием сухой растительности, в том числе при проведении сельскохозяйственных палов, понимается повреждение или уничтожение вследствие пожаров травянистой и древесно-кустарниковой растительности, и как следствие, уничтожение плодородного слоя почвы, среды обитания объектов животного мира, загрязнение атмосферного воздуха. В условиях сухой, тёплой и ветреной погоды поджоги сухой травы, сорной растительности и мусора могут привести к значительному ущербу. Недобросовестные собственники земель сельскохозяйственного назначения не используют землю для производства сельскохозяйственной продукции, и поля зарастают деревьями, кустарниками, сорной растительностью, что представляет угрозу в случае возгорания и возникновения пожара не только окружающей среде — почве, растениям, деревьям, животным, но и может возникнуть угроза жизни людей. Статьей 42 «Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков: - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, которое не должно наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; - осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; - своевременно приступать к использованию земельных участков; - соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.
Вопрос-ответ: Возможно ли погашать регистрационную запись об ипотеке и аннулировать закладную
Возможно ли погашать регистрационную запись об ипотеке и аннулировать закладную по следующей схеме: по факту погашения заемщиком задолженности по ипотечному кредиту кредитор  делает на документарной закладной отметку о погашении кредитных обязательств, формирует электронный образ документарной закладной, подписанный УКЭП кредитора, и подает  в электронной форме заявление в Росреестр о погашении записи об ипотеке с приложением  электронного образа закладной, подписанной УКЭП кредитора и доверенности на подписанта заявления и закладной (в формате электронного документа)?
Ответ:
Если выдана закладная, погашение регистрационной записи об ипотеке осуществляется на основании:

либо совместного заявления залогодателя и законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная;

либо заявления законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная;

либо заявления залогодателя с одновременным представлением документарной закладной, содержащей отметку владельца закладной об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства в полном объеме.

Представление в целях погашения ипотеки электронного образа документарной закладной, заверенного УКЭП сотрудника кредитной организации, действующим законодательством не предусмотрено.
Вопрос-ответ: В выписке из ЕГРН указывается в том числе срок, на который установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости. Из какого документа в ЕГРН вносятся сведения о сроке ипотеки?
Ответ: Согласно п.1 ст. 9 Закона об ипотеке в договоре об ипотеке должен быть указан срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой.

Сведения в регистрационную запись об ипотеке о сроке исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой, вносятся согласно соответствующим сведениям, содержащимся в документе, на основании которого регистрируется ипотека (то есть из договора об ипотеке, а не из кредитного договора).
Запрет на выжигание сухой растительности
Северский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю напоминает землепользователям о недопустимости утилизации сухой травянистой растительности путем сжигания, так как это наносит непоправимый вред окружающей среде и здоровью людей, а также может вызвать пожароопасную ситуацию Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. № 1213 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» установлен запрет на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. В соответствии с пунктами 218 и 283 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 № 390, запрещено выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивых остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Под выжиганием сухой растительности, в том числе при проведении сельскохозяйственных палов, понимается повреждение или уничтожение вследствие пожаров травянистой и древесно-кустарниковой растительности, и как следствие, уничтожение плодородного слоя почвы, среды обитания объектов животного мира, загрязнение атмосферного воздуха. В условиях сухой, тёплой и ветреной погоды поджоги сухой травы, сорной растительности и мусора могут привести к значительному ущербу. Недобросовестные собственники земель сельскохозяйственного назначения не используют землю для производства сельскохозяйственной продукции, и поля зарастают деревьями, кустарниками, сорной растительностью, что представляет угрозу в случае возгорания и возникновения пожара не только окружающей среде — почве, растениям, деревьям, животным, но и может возникнуть угроза жизни людей. Статьей 42 «Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков: - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, которое не должно наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; - осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; - своевременно приступать к использованию земельных участков; - соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.