О каталоге
Каталог
{{ catalog.about.title }}

{{ p }}

{{ alert.title }}

{{ alert.descr }}

{{ alert.src }}
{{ alert.time }}
Подробнее
Категории
{{ cat.title }}
{{ cat.descr }}
{{ rightTitle }}
{{ cat.title }}
{{ cat.descr }}
{{ right.title }}

Контакты
{{ right.link }}
{{ right.address }}
Администрация муниципального образования Северский муниципальный район
Краснодарского края

Новости Северского росреестра

Как обращается взыскание на заложенные земельные участки
В целом порядок обращения взыскания на земельный участок такой же, как и на большинство других объектов. Но некоторые особенности для заложенной земли все же есть.
Например, правомерность обращения взыскания на участок во внесудебном порядке является спорной. Как минимум на ряд участков можно обратить взыскание только по решению суда - в частности, на участок, который находится в государственной или муниципальной собственности (пп. 5 - 8 п. 5 ст. 55 Закона об ипотеке).
При этом есть ст. 278 ГК РФ, где сказано, что обращение взыскания на землю по обязательствам ее собственника осуществляется только через суд. То есть как общее правило установлен судебный порядок без указания каких-то исключений. Однако ВАС РФ разъяснил, что при применении этой статьи нужно учитывать специальные нормы Закона об ипотеке (п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11). А эти нормы запрещают внесудебное взыскание не для всех участков, а только для некоторых из них. С учетом всего этого невозможно точно сказать, как в вашем случае будет относиться суд к договорному условию о внесудебном порядке обращения взыскания, а потому, полагаем, лучше избегать его.
Еще одна особенность: при продаже участка на публичных торгах, аукционе или по конкурсу нужно соблюдать установленные федеральным законом ограничения по кругу лиц, которые могут приобретать такие участки (п. 2 ст. 68 Закона об ипотеке). Например, по общему правилу иностранцы могут обладать сельскохозяйственными участками только на праве аренды (ст. 3 Закона об обороте земель сельхозназначения). Значит, купить они их не имеют права.
Кроме того, при обращении взыскания на некоторые участки, находящиеся в муниципальной или государственной собственности, суд должен указать в решении особые условия проведения публичных торгов. Например, условие о величине снижения на повторных торгах начальной продажной цены (пп. 6 п. 2 ст. 54, п. 3 ст. 62.1 Закона об ипотеке).
Запрет на выжигание сухой растительности
Северский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю напоминает землепользователям о недопустимости утилизации сухой травянистой растительности путем сжигания, так как это наносит непоправимый вред окружающей среде и здоровью людей, а также может вызвать пожароопасную ситуацию Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. № 1213 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» установлен запрет на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. В соответствии с пунктами 218 и 283 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 № 390, запрещено выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивых остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Под выжиганием сухой растительности, в том числе при проведении сельскохозяйственных палов, понимается повреждение или уничтожение вследствие пожаров травянистой и древесно-кустарниковой растительности, и как следствие, уничтожение плодородного слоя почвы, среды обитания объектов животного мира, загрязнение атмосферного воздуха. В условиях сухой, тёплой и ветреной погоды поджоги сухой травы, сорной растительности и мусора могут привести к значительному ущербу. Недобросовестные собственники земель сельскохозяйственного назначения не используют землю для производства сельскохозяйственной продукции, и поля зарастают деревьями, кустарниками, сорной растительностью, что представляет угрозу в случае возгорания и возникновения пожара не только окружающей среде — почве, растениям, деревьям, животным, но и может возникнуть угроза жизни людей. Статьей 42 «Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков: - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, которое не должно наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; - осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; - своевременно приступать к использованию земельных участков; - соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.
Запрет на выжигание сухой растительности
Северский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю напоминает землепользователям о недопустимости утилизации сухой травянистой растительности путем сжигания, так как это наносит непоправимый вред окружающей среде и здоровью людей, а также может вызвать пожароопасную ситуацию Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. № 1213 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» установлен запрет на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. В соответствии с пунктами 218 и 283 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 № 390, запрещено выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивых остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Под выжиганием сухой растительности, в том числе при проведении сельскохозяйственных палов, понимается повреждение или уничтожение вследствие пожаров травянистой и древесно-кустарниковой растительности, и как следствие, уничтожение плодородного слоя почвы, среды обитания объектов животного мира, загрязнение атмосферного воздуха. В условиях сухой, тёплой и ветреной погоды поджоги сухой травы, сорной растительности и мусора могут привести к значительному ущербу. Недобросовестные собственники земель сельскохозяйственного назначения не используют землю для производства сельскохозяйственной продукции, и поля зарастают деревьями, кустарниками, сорной растительностью, что представляет угрозу в случае возгорания и возникновения пожара не только окружающей среде — почве, растениям, деревьям, животным, но и может возникнуть угроза жизни людей. Статьей 42 «Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков: - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, которое не должно наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; - осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; - своевременно приступать к использованию земельных участков; - соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.
Как оформить доверенность на представление интересов гражданина в Росреестре?
Для представления интересов гражданина в Росреестре или ППК "Роскадастр" по вопросам кадастрового учета и (или) регистрации его прав на объекты недвижимости, в том числе получения соответствующих документов, получения сведений ограниченного доступа из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), а также внесения в ЕГРН записей: о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, о возможности регистрации перехода (прекращения) права на основании электронных документов, о возможности предоставления третьим лицам персональных данных правообладателя объекта недвижимости или лица, в пользу которого зарегистрированы ограничения права или обременения объекта недвижимости, потребуется доверенность.
Такая доверенность требует нотариального удостоверения (п. 1 ст. 185.1 ГК РФ; ч. 4 ст. 15, ч. 8 ст. 18, ч. 13 ст. 29, ч. 1 ст. 36, ч. 1 ст. 36.2, ч. 1 ст. 36.3, п. 2 ч. 13, ч. 15 ст. 62 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Для оформления доверенности на представление интересов гражданина в Росреестре рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Выберите кандидатуру представителя
Доверенность может быть выдана как одному, так и нескольким лицам. В последнем случае каждый из представителей обладает полномочиями, указанными в доверенности, если доверенностью не предусмотрено совместное осуществление полномочий. Доверенное лицо должно обладать полной дееспособностью (ст. 21, п. 5 ст. 185, пп. 5, 6 п. 1 ст. 188 ГК РФ).

Шаг 2. Составьте доверенность
Специальный бланк доверенности на представление интересов гражданина в Росреестре не предусмотрен. При нотариальном оформлении доверенности ее текст, как правило, составляется нотариусом с учетом общих требований. В доверенности должны содержаться (п. 1 ст. 182, п. 1 ст. 186 ГК РФ; ст. 45.1 Основ законодательства РФ о нотариате; п. п. 4.5, 6.2 Методических рекомендаций, утв. Решением Правления ФНП от 18.07.2016, Протокол N 07/16):
1)    наименование документа - доверенность;
2)    место и дата составления доверенности (число, месяц и год совершения доверенности указываются прописью. Указание даты является обязательным, при ее отсутствии доверенность будет считаться ничтожной);
3)    сведения о доверителе и доверенном лице (фамилия, имя и (при наличии) отчество полностью, место жительства (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность);
4)    перечень и объем предоставляемых представителю полномочий (например, представление интересов доверителя по вопросам регистрации права собственности и (или) кадастрового учета, подачи заявления о приостановлении или прекращении государственной регистрации, получения документов после проведенной регистрации, внесения изменений в записи ЕГРН, представления заявления для внесения в ЕГРН соответствующей записи, получения сведений из ЕГРН в виде выписок и (или) копий правоустанавливающих документов), а также индивидуальные признаки объекта (объектов) недвижимости, если доверенность предусматривает полномочия в отношении конкретного имущества;
5)    подпись доверителя (с расшифровкой).
Доверенность также может содержать указание на право или запрет передоверия, возможность или запрет последующего передоверия и срок, на который доверенность выдана. Если такой срок не указан, доверенность действительна в течение года (п. 1 ст. 186, п. 1 ст. 187 ГК РФ).

Шаг 3. Обратитесь к нотариусу для удостоверения доверенности
Для удостоверения доверенности вам необходимо обратиться к нотариусу с документом, удостоверяющим вашу личность (ст. 42 Основ законодательства РФ о нотариате; п. 1.3 Методических рекомендаций).
При отсутствии документа, удостоверяющего личность, или при наличии сомнений относительно личности заявителя нотариус вправе установить вашу личность посредством единой биометрической системы, при условии что ваши биометрические персональные данные, а также номер мобильного телефона содержатся в указанной системе (ч. 5 ст. 42 Основ законодательства РФ о нотариате; п. п. 1, 3, 4 Порядка, утв. Приказом Минюста России от 30.09.2020 N 228).
Доверенность от имени несовершеннолетних в возрасте до 14 лет или недееспособных граждан выдается их законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами) (п. п. 3.6, 3.7 Методических рекомендаций).
Доверенность от имени несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет выдается с письменного согласия законных представителей, а от имени граждан, ограниченных в дееспособности, - с согласия попечителей (п. п. 3.4, 3.7 Методических рекомендаций).
Для совершения доверенности от имени подопечного необходимо согласие органа опеки и попечительства. Для выдачи доверенности от имени несовершеннолетнего согласие органа опеки и попечительства не требуется (ч. 2 ст. 21 Закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ; п. 3.8 Методических рекомендаций; Письмо ФНП от 21.06.2017 N 2662/06-10).
По вашей просьбе нотариус может изготовить доверенность в электронной форме. В этом случае вы должны подписать ее в присутствии нотариуса простой электронной подписью (ст. 44.2 Основ законодательства РФ о нотариате).
Удостоверенная нотариусом доверенность на бумажном носителе должна иметь машиночитаемую маркировку, с помощью которой можно проверить ее достоверность (ст. 5.1, ч. 2 ст. 45.1 Основ законодательства РФ о нотариате).
Удостоверение доверенности нотариусом подлежит оплате. В государственной нотариальной конторе оплата составит 200 руб. У частного нотариуса указанная сумма увеличивается на региональный тариф. Определенные категории лиц имеют льготы по оплате нотариальных действий (пп. 2 п. 1 ст. 333.24, ст. 333.38 НК РФ; ч. 1, 3, 4, 7 ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате; Приложение N 2 к Приказу Минюста России от 12.09.2023 N 253).

Справка. Доверенности, приравниваемые к нотариальным
К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются (п. 2 ст. 185.1 ГК РФ):
1)    доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, которые удостоверены начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии - старшим или дежурным врачом;
2)    доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, которые удостоверены командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;
3)    доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы;
4)    доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, которые удостоверены руководителями (их заместителями) таких организаций.
Кто и какие сведения может получить из ЕГРН
По общему правилу сведения из ЕГРН может получить любое лицо (ч. 1 ст. 62 Закона о госрегистрации недвижимости, п. 2 Регламента предоставления сведений из ЕГРН). Например, организация может запросить выписку из ЕГРН о любом объекте недвижимости, принадлежащем как ей, так и любому другому лицу. Кроме того, представитель организации может подать запрос от своего имени как физическое лицо. В этом случае размер платы за предоставление сведений будет значительно меньше.

Как узнать, кто является собственником объекта недвижимости
Если вам не известно, кто является собственником недвижимости, вы можете заказать из ЕГРН выписку об объекте недвижимости или выписку об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Если собственник - юридическое лицо, то информацию о нем вы получите. Так, для российских организаций в реквизите "Правообладатель (правообладатели)" будут указаны их полное наименование, ИНН и ОГРН. Если же собственник - физическое лицо, то по общему правилу с помощью сведений из ЕГРН информацию о нем вы не получите, поскольку его персональные данные в выписке раскрываться не будут. В реквизите "Правообладатель (правообладатели)" будут указаны слова "физическое лицо" (ч. 5 ст. 7, ч. 1, 7.1 ст. 62 Закона о госрегистрации недвижимости, п. п. 59, 143 Приложения N 13 к Приказу Росреестра от 04.09.2020 N П/0329).
Ф.И.О. и дата рождения собственника - физического лица будут отражены в выписке из ЕГРН, если он сам (или через своего законного представителя либо представителя по нотариально заверенной доверенности) подаст в Росреестр заявление о возможности предоставления третьим лицам своих персональных данных. В этом случае в ЕГРН будет внесена соответствующая запись (ч. 1, 5 ст. 36.3, ч. 1.3 ст. 62 Закона о госрегистрации недвижимости, п. п. 59, 143 Приложения N 13 к Приказу Росреестра от 04.09.2020 N П/0329).
Без этого заявления выписка из ЕГРН с указанием Ф.И.О. и даты рождения собственника недвижимости может быть предоставлена ограниченному кругу лиц. К ним относятся в числе прочих (ч. 6 ст. 36.3 Закона о госрегистрации недвижимости):
•    сам собственник - правообладатель недвижимости (п. 1 ч. 13 ст. 62 Закона о госрегистрации недвижимости);
•    лица, которые владеют этой недвижимостью на праве общей собственности (п. 1 ч. 6 ст. 36.3 Закона о госрегистрации недвижимости);
•    арендатор этой недвижимости, если в ЕГРН есть запись о регистрации договора аренды (п. 7 ч. 6 ст. 36.3 Закона о госрегистрации недвижимости);
•    залогодержатель этой недвижимости или прав на нее (п. 3 ч. 13 ст. 62 Закона о госрегистрации недвижимости).
Если вам уже известно, кто является собственником недвижимости, и вы хотите проверить достоверность сведений об этом, можно поступить следующим образом:
•    попросить собственника самостоятельно получить выписку из ЕГРН, а затем проверить ее посредством официального сайта (ч. 8.1 ст. 62 Закона о госрегистрации недвижимости). Согласно Информации Росреестра сделать это можно будет на сайте Росреестра при помощи специального QR-кода. Также вы можете воспользоваться сервисом Единого портала госуслуг для проверки электронной подписи электронного документа https://www.gosuslugi.ru/eds;
•    обратиться к нотариусу. Он совершит нотариальное действие по удостоверению факта наличия сведений в ЕГРН о Ф.И.О. и о дате рождения правообладателя объекта недвижимости и сам запросит выписку с указанием этих данных. Если сведения о Ф.И.О. и дате рождения собственника недвижимости нужны заинтересованному лицу для защиты своих прав и законных интересов, выписка будет предоставлена нотариусу на основании письменного заявления этого лица. Если эти сведения нужны для совершения сделки с объектом недвижимости, выписка будет предоставлена нотариусу на основании письменного совместного заявления собственника недвижимости и иного заинтересованного лица, которому сведения необходимы для сделки (ч. 6 ст. 36.3, ч. 14.1 ст. 62 Закона о госрегистрации недвижимости).

Сведения ограниченного доступа могут предоставляться только установленным лицам (ч. 6 ст. 36.3, ч. 13, 14.2, 15, 15.1 ст. 62 названного Закона, п. 3 Регламента предоставления сведений из ЕГРН). К документам, которые содержат такие сведения, относятся:
1)    выписки из ЕГРН с информацией:
    - о персональных данных лица, в пользу которого зарегистрировано право, ограничение права или обременение объекта недвижимости;
    - о персональных данных предыдущих собственников объекта недвижимости (в составе выписки, содержащей сведения о переходе прав на объект);
    - о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости;
    - о содержании правоустанавливающих документов;
    - о дате получения органом регистрации прав заявления о кадастровом учете и (или) госрегистрации прав и прилагаемых к нему документов;
    - о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным;
    - об установленных в пользу отдельного лица ограничениях прав и (или) обременениях объекта недвижимости;
2)    копии документов, на основании которых в ЕГРН внесены сведения.
Организация может получить соответствующие выписки только в отношении самой себя и принадлежащих ей объектов недвижимости, а также объектов, которые находятся у нее в залоге или в отношении которых она имеет право на наследование. Это следует из ч. 13 ст. 62 Закона о госрегистрации недвижимости.
Копию правоустанавливающего документа организация может получить, если является правообладателем (его законным представителем) или лицом, получившим от правообладателя (законного представителя) нотариальную доверенность. Копию акта согласования местоположения границ земельных участков она может получить и в том случае, когда выступает лицом, к которому права на участки перешли в порядке универсального правопреемства (ч. 15, 15.1 ст. 62 указанного Закона).
Запрет на выжигание сухой растительности
Северский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю напоминает землепользователям о недопустимости утилизации сухой травянистой растительности путем сжигания, так как это наносит непоправимый вред окружающей среде и здоровью людей, а также может вызвать пожароопасную ситуацию Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. № 1213 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» установлен запрет на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. В соответствии с пунктами 218 и 283 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 № 390, запрещено выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивых остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Под выжиганием сухой растительности, в том числе при проведении сельскохозяйственных палов, понимается повреждение или уничтожение вследствие пожаров травянистой и древесно-кустарниковой растительности, и как следствие, уничтожение плодородного слоя почвы, среды обитания объектов животного мира, загрязнение атмосферного воздуха. В условиях сухой, тёплой и ветреной погоды поджоги сухой травы, сорной растительности и мусора могут привести к значительному ущербу. Недобросовестные собственники земель сельскохозяйственного назначения не используют землю для производства сельскохозяйственной продукции, и поля зарастают деревьями, кустарниками, сорной растительностью, что представляет угрозу в случае возгорания и возникновения пожара не только окружающей среде — почве, растениям, деревьям, животным, но и может возникнуть угроза жизни людей. Статьей 42 «Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков: - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, которое не должно наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; - осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; - своевременно приступать к использованию земельных участков; - соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.
Как оформить в собственность земельный участок под многоквартирным домом?
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом (МКД), с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами принадлежит собственникам помещений в этом доме на праве общей долевой собственности (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ; ч. 2, 5 ст. 16 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ).

Справка. Многоквартирный дом
Многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя принадлежащее собственникам помещений в таком доме на праве общей долевой собственности общее имущество. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого дома (ч. 6 ст. 15, п. п. 1 - 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Если земельный участок под МКД не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет (далее также - кадастровый учет), такой участок находится в собственности соответствующего публично-правового образования. При этом собственники помещений в МКД вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД и объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме (п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).
Для оформления в собственность земельного участка под МКД в указанной ситуации рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Уточните информацию об образовании земельного участка
Информация об образовании и кадастровом учете земельного участка под МКД размещена на публичной кадастровой карте на сайте Росреестра.
Если сведения о земельном участке под МКД содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), одновременно с регистрацией права собственности на первое помещение в МКД без дополнительного заявления производится регистрация права общей долевой собственности собственников помещений на такой земельный участок без указания в ЕГРН имен (наименований) собственников помещений и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности. Государственная регистрация прав на соответствующее помещение в МКД одновременно является регистрацией права общей долевой собственности на земельный участок под МКД (ч. 5 ст. 40, ч. 1 ст. 42 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Отметим, что законодательство не содержит запрета на формирование единого земельного участка под несколькими МКД, в том числе составляющими единый жилой комплекс, в целях их возведения и последующего обслуживания, эксплуатации и благоустройства. В этом случае возникает право общей долевой собственности всех собственников помещений в этих домах на единый земельный участок (п. 21 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023).
Если земельный участок под МКД не образован, переходите к следующему шагу.

Шаг 2. Обратитесь в уполномоченные органы с заявлением об образовании земельного участка
Образованием земельных участков, на которых расположен МКД, занимаются органы государственной власти или местного самоуправления (далее - уполномоченные органы). Любой собственник помещения в таком доме вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением об образовании земельного участка, на котором дом расположен (ч. 3, 4 ст. 16 Закона N 189-ФЗ).
В случае невыполнения уполномоченным органом обязанности по формированию земельного участка вы вправе оспорить его бездействие в суде. При этом не следует подавать иск о признании права общей долевой собственности на земельный участок под МКД, так как это право возникает у собственников помещений в МКД в силу закона. Рекомендуем заявить требование о признании бездействия уполномоченного органа незаконными и обязании его выполнить необходимые работы (ч. 1 ст. 4, п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 124 КАС РФ).
В целях образования земельного участка уполномоченными органами совершаются все необходимые действия, в частности, утверждение в установленном порядке проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения), подготовка межевого плана земельного участка, а также обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав. С заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа (ч. 4 ст. 16 Закона N 189-ФЗ; п. 2.4 ч. 2 ст. 15 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Если образование земельного участка под МКД осуществляется на основании схемы расположения, подготовка такой схемы может быть обеспечена как уполномоченным органом, так и собственником (собственниками) помещений в МКД. Для подготовки схемы расположения земельного участка может быть использован официальный сайт Росреестра.
В случае подготовки схемы расположения уполномоченным органом срок ее подготовки должен составлять не более трех месяцев. До утверждения схемы расположения уполномоченным органом она подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (п. п. 1, 2.1, 10, 11, 13 ст. 11.10 ЗК РФ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457).
Следует учитывать, что образование земельного участка, на котором расположен МКД, осуществляется уполномоченными органами также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем МКД, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ (ч. 4.1 ст. 16 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ).
Размер образуемого под МКД земельного участка (придомовой территории) определяется, в частности, исходя из площади дома (суммарной общей площади всех квартир, нежилых помещений и помещений вспомогательного использования в доме), территории, необходимой для обслуживания площади МКД, плотности застройки. В границы земельного участка под МКД могут быть включены в том числе земли и земельные участки, на которых расположены трансформаторные подстанции, тепловые пункты, объекты инженерной инфраструктуры, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, площадки для сушки белья, площадки для отдыха, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенные для обслуживания МКД (п. п. 5, 6 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минстроя России от 07.03.2019 N 153/пр).
Информация о границах и площади земельного участка под МКД, в том числе сведения, содержащиеся в решении об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, размещается на публичной кадастровой карте Росреестра (ч. 4, 5 ст. 12 Закона N 218-ФЗ; пп. 9, 19, 27, 31 п. 1 Состава сведений, утв. Приказом Минэкономразвития России от 17.03.2016 N 145; пп. "а" п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.04.2016 N 322).
В г. Москве функции по образованию земельных участков под МКД возложены на Департамент городского имущества (п. 6.22.6 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП; п. 1 Порядка, утв. Приказом Департамента городского имущества г. Москвы от 29.01.2020 N 7).

Шаг 3. Дождитесь постановки земельного участка на кадастровый учет
Сроки образования земельного участка, в том числе выполнения соответствующих кадастровых работ и обращения в Росреестр для осуществления его государственного кадастрового учета, по общему правилу устанавливаются уполномоченным органом (п. 13 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минстроя России от 07.03.2019 N 153/пр).
Так, в г. Москве Департамент городского имущества информирует заявителя о принятом решении (в частности, о проведении кадастровых работ по постановке земельного участка на кадастровый учет либо об отказе в проведении таких работ) в 30-дневный срок с даты регистрации заявления (п. 5 Порядка N 7).
Со дня осуществления государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД. Необходимость проведения отдельной государственной регистрации права общей долевой собственности на указанный земельный участок законодательством не предусмотрена (ч. 5 ст. 16 Закона N 189-ФЗ; п. 12 Методических рекомендаций).

    Обратите внимание! Земельные участки, входящие в состав общего имущества МКД, не облагаются земельным налогом (пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ).
Запрет на выжигание сухой растительности
Северский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю напоминает землепользователям о недопустимости утилизации сухой травянистой растительности путем сжигания, так как это наносит непоправимый вред окружающей среде и здоровью людей, а также может вызвать пожароопасную ситуацию Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. № 1213 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» установлен запрет на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. В соответствии с пунктами 218 и 283 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 № 390, запрещено выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивых остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Под выжиганием сухой растительности, в том числе при проведении сельскохозяйственных палов, понимается повреждение или уничтожение вследствие пожаров травянистой и древесно-кустарниковой растительности, и как следствие, уничтожение плодородного слоя почвы, среды обитания объектов животного мира, загрязнение атмосферного воздуха. В условиях сухой, тёплой и ветреной погоды поджоги сухой травы, сорной растительности и мусора могут привести к значительному ущербу. Недобросовестные собственники земель сельскохозяйственного назначения не используют землю для производства сельскохозяйственной продукции, и поля зарастают деревьями, кустарниками, сорной растительностью, что представляет угрозу в случае возгорания и возникновения пожара не только окружающей среде — почве, растениям, деревьям, животным, но и может возникнуть угроза жизни людей. Статьей 42 «Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков: - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, которое не должно наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; - осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; - своевременно приступать к использованию земельных участков; - соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.
Каковы особенности оформления доверенности на представление интересов юридического лица в Росреестре?
Доверенность на представление интересов юридического лица в Росреестре оформляется по общим правилам оформления доверенностей. Для совершения отдельных регистрационных процедур доверенность на представление интересов юридического лица в Росреестре подлежит нотариальному заверению.
Доверенность на представление интересов юридического лица - это документ, который позволяет передать представителю юридического лица права на совершение определенных действий от имени юридического лица. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (п. 1 ст. 185, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).
Доверенность на представление интересов юридического лица в Росреестре оформляется по общим правилам оформления доверенностей с учетом положений ст. ст. 182, 185, 186 ГК РФ, п. 6 Методических рекомендаций по удостоверению доверенностей, утвержденных Решением Правления ФНП от 18.07.2016, протокол N 07/16, направленных для использования в работе Письмом ФНП от 22.07.2016 N 2668/03-16-3.
При этом доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 1 ст. 185.1 ГК РФ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, указанных в ч. 1 - 3 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (ч. 4 ст. 15 Закона N 218-ФЗ, п. 3 Порядка, утв. Приказом Росреестра от 30.12.2020 N П/0509).
Наличие у представителя юридического лица нотариально удостоверенной доверенности требуется при получении документов, подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (ч. 14 ст. 29 Закона N 218-ФЗ).
Также нотариальное удостоверение требуется для доверенностей (ч. 13, 15 ст. 62 Закона N 218-ФЗ, п. 41 Порядка, утв. Приказом Росреестра от 08.04.2021 N П/0149):
•    на получение содержащихся в ЕГРН сведений, представляющих собой персональные данные лица, в пользу которого в ЕГРН зарегистрированы право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенных сведений о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, обобщенных актуальных сведений об установленных в пользу отдельного лица ограничениях прав и (или) обременениях объекта недвижимости, сведений о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным;
•    на получение копий документов, на основании которых сведения внесены в ЕГРН, в том числе копий договоров и иных документов, которые выражают содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и содержатся в реестровых делах.
Доверенность, выданная юридическим лицом в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена (Письмо Росреестра от 27.06.2023 N 14-04861/23).
Доверенность либо ее копия, прилагаемая к запросу о предоставлении содержащихся в ЕГРН сведений ограниченного доступа, должна быть заверена в нотариальном порядке (пп. 4 п. 49, абз. 20 п. 49 Порядка, утв. Приказом Росреестра N П/0149).

Запрет на выжигание сухой растительности
Северский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю напоминает землепользователям о недопустимости утилизации сухой травянистой растительности путем сжигания, так как это наносит непоправимый вред окружающей среде и здоровью людей, а также может вызвать пожароопасную ситуацию Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. № 1213 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» установлен запрет на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. В соответствии с пунктами 218 и 283 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 № 390, запрещено выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивых остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Под выжиганием сухой растительности, в том числе при проведении сельскохозяйственных палов, понимается повреждение или уничтожение вследствие пожаров травянистой и древесно-кустарниковой растительности, и как следствие, уничтожение плодородного слоя почвы, среды обитания объектов животного мира, загрязнение атмосферного воздуха. В условиях сухой, тёплой и ветреной погоды поджоги сухой травы, сорной растительности и мусора могут привести к значительному ущербу. Недобросовестные собственники земель сельскохозяйственного назначения не используют землю для производства сельскохозяйственной продукции, и поля зарастают деревьями, кустарниками, сорной растительностью, что представляет угрозу в случае возгорания и возникновения пожара не только окружающей среде — почве, растениям, деревьям, животным, но и может возникнуть угроза жизни людей. Статьей 42 «Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков: - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, которое не должно наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; - осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; - своевременно приступать к использованию земельных участков; - соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.