О каталоге
Каталог
{{ catalog.about.title }}

{{ p }}

{{ alert.title }}

{{ alert.descr }}

{{ alert.src }}
{{ alert.time }}
Подробнее
Категории
{{ cat.title }}
{{ cat.descr }}
{{ rightTitle }}
{{ cat.title }}
{{ cat.descr }}
{{ right.title }}

Контакты
{{ right.link }}
{{ right.address }}
Администрация муниципального образования Северский муниципальный район
Краснодарского края

Новости Северского росреестра

В каких случаях может быть приостановлен кадастровый учет или госрегистрация прав на недвижимость
Процедура кадастрового учета или госрегистрации прав на недвижимость (либо их одновременное проведение) приостанавливается по решению госрегистратора. Перечень оснований, по которым эти процедуры могут быть приостановлены, исчерпывающий. Эти случаи приведены в ч. 1 ст. 26 Закона о госрегистрации недвижимости. К ним относятся, например, следующие:
•    лицо, которое указано в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект и (или) не может им распоряжаться (п. 1 ч. 1 ст. 26 названного Закона);
•    не представлены документы, необходимые для проведения кадастрового учета и (или) госрегистрации прав (п. 5 ч. 1 ст. 26 указанного Закона);
•    представленные документы являются подложными либо содержат недостоверные сведения. Подлог должен быть установлен судом или подтвержден документом, поступившим в орган регистрации прав, в частности, от правоохранительного органа, ведущего производство по делу, связанному с объектом недвижимости и (или) его правообладателем (п. 6 ч. 1 ст. 26 Закона о госрегистрации недвижимости);
•    документы по форме и (или) содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (п. 7 ч. 1 ст. 26 названного Закона). Например, в акте согласования местоположения границ земельного участка нет сведений о реквизитах документов, удостоверяющих личность заинтересованных лиц или их представителей, либо нет сведений о реквизитах документов, подтверждающих полномочия таких представителей (Письмо Росреестра от 03.09.2020 N 14-11440/20);
•    границы земельного участка, о кадастровом учете которого и (или) госрегистрации прав на который просит заявитель, пересекают границы другого участка, сведения о котором имеются в ЕГРН, за исключением отдельных случаев (п. 20 ч. 1 ст. 26 названного Закона);
•    земельный участок, на котором построен (либо строится) объект недвижимости, предоставлен (передан собственником) для целей, не предусматривающих возможность строительства такого объекта (п. 23 ч. 1 ст. 26 указанного Закона);
•    земельный участок образован из участков разных категорий земель (п. 29 ч. 1 ст. 26 Закона о госрегистрации недвижимости);
•    на объект недвижимости, относящийся к производственным объектам, указанным в п. 1 ст. 56.1 Закона об охране окружающей среды, не поступило заключение о финансовой обеспеченности юрлица (ИП) или уведомление о сделке, предусмотренные законодательством в области охраны окружающей среды (п. 64 ч. 1, ч. 8.2 ст. 26 Закона о госрегистрации недвижимости);
Всего в ч. 1 ст. 26 Закона о госрегистрации недвижимости перечислено более 60 оснований для приостановления кадастрового учета и (или) госрегистрации прав на недвижимость. К ним относятся как общие, с которыми может столкнуться практически любой заявитель, так и более узкие (например, для регистрации ипотеки, договоров долевого участия, кадастрового учета земельных участков и регистрации прав на них).
Отметим, что кадастровый учет и госрегистрация могут быть приостановлены не только по решению госрегистратора. Эти процедуры вы можете приостановить и по своей инициативе. Как это сделать, мы расскажем далее.

2. На какой срок приостанавливается кадастровый учет или госрегистрация прав на недвижимость
По общему правилу эти процедуры приостанавливаются до устранения причин приостановления, но не более чем на три месяца (ч. 2 ст. 26 Закона о госрегистрации недвижимости).
Однако в отдельных случаях, указанных в ч. 3 - 8.2, 8.4 ст. 26 названного Закона, срок приостановления может быть иным, например:
•    если не представлены либо не поступили документы (содержащиеся в них сведения), которые орган регистрации прав запрашивал в порядке межведомственного взаимодействия, - на срок до их поступления, но не более чем на один месяц (ч. 3 ст. 26 указанного Закона);
•    ранее были представлены документы на госрегистрацию другой сделки (либо перехода права, ограничения или обременения права) с тем же объектом недвижимости и по этим документам решение еще не принято - до завершения госрегистрации по ранее принятым документам (ч. 4 ст. 26 Закона о госрегистрации недвижимости);
•    если поступил акт об аресте недвижимости, запрете совершать определенные действия - до их снятия (ч. 6 ст. 26 Закона о госрегистрации недвижимости).
Обратите внимание, что если вы не устранили причины, по которым процедура была приостановлена, то в проведении кадастрового учета и (или) госрегистрации прав вам откажут (ч. 1 ст. 27 названного Закона).
Если в этот период в орган регистрации поступят сведения (документы) о дополнительных причинах приостановления госрегистрации и они после истечения срока приостановки продолжают препятствовать госрегистрации, то в зависимости от особенностей препятствий регистрационные действия могут быть вновь приостановлены на соответствующий срок (Письмо Росреестра от 22.04.2019 N 14-03992-ГЕ/19). Например, если в период приостановления госрегистрации на недвижимость наложен судебный арест, то госрегистрацию после истечения первого срока приостановят до снятия ареста.
Отметим, что для приостановления кадастрового учета или госрегистрации прав по вашей инициативе установлен другой срок приостановления. Об этом мы расскажем далее.

3. Как узнать о приостановлении кадастрового учета и госрегистрации прав
Не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления кадастрового учета и госрегистрации прав, орган регистрации прав должен выдать (направить) вам соответствующее уведомление. В нем должны быть указаны все причины, которые стали основанием для приостановления процедуры, и ссылки на нормы, в которых эти основания предусмотрены (ч. 5 ст. 29 Закона о госрегистрации недвижимости).
Уведомление вам выдадут или направят тем способом, который вы выбрали в заявлении. Если вы лично подавали документы на бумажном носителе в орган регистрации прав (в том числе при выездном приеме) или МФЦ, то бумажное уведомление вам выдадут на руки при личном обращении в ППК "Роскадастр" или МФЦ по месту представления документов либо направят курьерской доставкой по адресу, указанному в заявлении (п. 3 Порядка, приведенного в Приложении N 1 к Приказу Росреестра от 26.11.2021 N П/0546).
Если заявление подавалось в электронном виде, то уведомление могут направить с помощью веб-сервисов или по адресу электронной почты, указанному в заявлении, или в виде ссылки на электронный документ, размещенный на сайте Росреестра (п. 2 Порядка, приведенного в Приложении N 1 к Приказу Росреестра от 26.11.2021 N П/0546).
Выбрать в заявлении графу "также по адресу электронной почты (для уведомления о приостановлении, об отказе)" и получить уведомление таким способом вы можете одновременно с любым иным способом получения (направления) документов (п. 16 Требований, установленных в Приложении N 4 к Приказу Росреестра от 19.08.2020 N П/0310).

Запрет на выжигание сухой растительности
Северский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю напоминает землепользователям о недопустимости утилизации сухой травянистой растительности путем сжигания, так как это наносит непоправимый вред окружающей среде и здоровью людей, а также может вызвать пожароопасную ситуацию Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. № 1213 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» установлен запрет на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. В соответствии с пунктами 218 и 283 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 № 390, запрещено выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивых остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Под выжиганием сухой растительности, в том числе при проведении сельскохозяйственных палов, понимается повреждение или уничтожение вследствие пожаров травянистой и древесно-кустарниковой растительности, и как следствие, уничтожение плодородного слоя почвы, среды обитания объектов животного мира, загрязнение атмосферного воздуха. В условиях сухой, тёплой и ветреной погоды поджоги сухой травы, сорной растительности и мусора могут привести к значительному ущербу. Недобросовестные собственники земель сельскохозяйственного назначения не используют землю для производства сельскохозяйственной продукции, и поля зарастают деревьями, кустарниками, сорной растительностью, что представляет угрозу в случае возгорания и возникновения пожара не только окружающей среде — почве, растениям, деревьям, животным, но и может возникнуть угроза жизни людей. Статьей 42 «Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков: - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, которое не должно наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; - осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; - своевременно приступать к использованию земельных участков; - соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ В РОСРЕЕСТР
Гарантированное ст. 33 Конституции РФ право граждан на обращение в государственные органы по общему правилу реализуется в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 59-ФЗ установленный указанным Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим значительное число функций, включая ведение Единого государственного реестра недвижимости и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственной кадастровой оценки (п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457).
С учетом изложенного на Росреестр распространяется как общий порядок рассмотрения обращений граждан, установленный Законом N 59-ФЗ и конкретизированный в Инструкции об организации работы с обращениями и личного приема граждан в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Приказом Росреестра от 15.11.2021 N П/0518 (далее - Инструкция N П/0518), так и особый, урегулированный специальным законодательством порядок рассмотрения обращений, связанных с реализацией возложенных на него отдельных государственных функций.
В частности, порядок рассмотрения обращений, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) и отличается нижеприведенными особенностями.

Порядок обращения заинтересованных лиц в Росреестр
по вопросам государственного кадастрового учета
и (или) государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав, как правило, осуществляются на основании заявления заинтересованного лица и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ порядке. Форма заявления закреплена в Приложении N 1 к Приказу Росреестра от 19.08.2020 N П/0310 "Об утверждении отдельных форм заявлений в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, требований к их заполнению, к формату таких заявлений и представляемых документов в электронной форме" (далее - Приказ Росреестра от 19.08.2020 N П/0310).
К числу документов, прилагаемых к указанному заявлению во всех случаях, ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ отнесены документы - основания для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, свидетельства о праве на наследство, вступившие в законную силу судебные акты и пр.).
Помимо документов - оснований к заявлению должны быть приложены: документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); иные документы, предусмотренные Законом N 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п. 1 ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Перечень лиц, по чьей инициативе может быть произведен государственный кадастровый учет объекта недвижимости и (или) государственная регистрация прав на него, установлен ст. 15 Закона N 218-ФЗ и включает в себя, например: собственника земельного участка - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс; собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН.
В силу ч. 1 ст. 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
В настоящее время такой порядок регламентирован Приказом Росреестра от 30.12.2020 N П/0509 "Об установлении порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, а также об их приостановлении и об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости", а также Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество".
Заявление может быть подано:
1) в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения в публично-правовую компанию "Роскадастр" (создаваемую и осуществляющую свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2021 N 448-ФЗ "О публично-правовой компании "Роскадастр") либо в многофункциональный центр;
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), порталов государственных и муниципальных услуг субъектов РФ на основании заключенных органом государственной власти субъекта РФ и органом регистрации прав соответствующих соглашений, или официального сайта, в том числе посредством использования сервиса "Личный кабинет", размещенного на официальном сайте с использованием ЕСИА и обеспечивающего хранение ранее направленных в орган регистрации прав заявлений и прилагаемых к ним документов, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав, в том числе веб-сервисов.
Действующим законодательством также предусмотрены возможности:
- выездного приема заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, реализуемого за плату в качестве государственной услуги (п. 1 ч. 2 ст. 3.1 Закона N 218-ФЗ, Приказ Росреестра от 26.11.2021 N П/0545 "Об установлении порядков осуществления публично-правовой компанией, созданной в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 448-ФЗ "О публично-правовой компании "Роскадастр", выездного приема заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и прилагаемых к ним документов, курьерской доставки документов, подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в форме документов на бумажном носителе, а также уведомлений об отказе в государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уведомлений о прекращении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним подлинников представленных заявителем документов в форме документов на бумажном носителе, а также размеров платы за их осуществление");
- подачи заявления о государственной регистрации прав на бумажном носителе, а также в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями заявителей в соответствии с законодательством РФ, или в форме электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, в орган регистрации прав от заявителей через нотариуса (ч. 1.5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ, ст. 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1).

Заявления, подаваемые при обращении в Росреестр
за государственным кадастровым учетом
и (или) государственной регистрацией прав
на недвижимое имущество и сделок с ним

В соответствии с ч. 1, 11 ст. 18, ч. 6 ст. 30, ч. 2 ст. 61 Закона N 218-ФЗ заявления, подаваемые при обращении в Росреестр (о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации, о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации, об исправлении технической ошибки в записях), а также требования к заполнению и формату указанных заявлений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Так, в случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством отправления в электронной форме такие заявление и документы представляются путем заполнения размещенной на едином портале, региональных порталах государственных и муниципальных услуг, официальном сайте формы заявления с прикреплением соответствующих документов, в том числе посредством использования личного кабинета, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а также с использованием иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав. Заявление и прилагаемые к нему документы при отправлении в электронной форме могут быть сформированы и представлены посредством иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав в соответствии с утвержденными форматами таких заявления и представляемых с ним документов.
Приказом Росреестра от 19.08.2020 N П/0310 утверждены Форма заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав (Приложение N 1), Форма заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению заинтересованного лица, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке, о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (Приложение N 2), Форма заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ (Приложение N 3), требования к заполнению указанных форм (Приложение N 4) и требования к формату заявлений (Приложение N 5).

Порядок обращения заинтересованных лиц
в Росреестр по иным вопросам

В соответствии с п. п. 6, 7 Инструкции N П/0518 граждане могут направлять в Росреестр как индивидуальные, так и коллективные обращения по следующим каналам связи:
- в письменном виде по почте;
- факсимильной связью;
- путем заполнения специальной электронной формы на официальном сайте Росреестра;
- посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);
- при передаче письменного обращения в ходе личного приема; при передаче письменного обращения посредством ящика для приема корреспонденции.
По смыслу Закона N 59-ФЗ и Инструкции N П/0518 правом на обращение в Росреестр обладают любые заинтересованные лица по любому из вопросов, прямо или косвенно относящихся к компетенции (полномочиям) данного государственного органа, закрепленной разд. II Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457.
Если поступившее обращение не касается вопросов, относящихся к компетенции Росреестра, территориальных органов Росреестра и подведомственных ему учреждений, оно в течение 7 дней переадресуется в соответствующие органы или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с одновременным уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения (п. 29 Инструкции N П/0518).
Все иные вопросы (включая жалобы на действия (бездействие) должностных лиц Росреестра, территориальных органов Росреестра и подведомственных ему учреждений) подлежат рассмотрению по существу с подготовкой и направлением заявителю письменного ответа. Исключение составляют случаи невозможности направления жалобы на рассмотрение вышестоящему должностному лицу (например, в связи с тем, что предметом обжалования является именно поведение такого лица, поэтому соответствующая возможность может быть реализована лишь в судебном порядке); наличия в обращении нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи; постановки в обращении вопроса, который касается сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; неоднократных (три и более раза) письменных обращений гражданина по вопросам, на которые Росреестром давались письменные ответы по существу (п. п. 41, 43, 45, 50, 52, 58 Инструкции N П/0518).
Согласно п. п. 24 - 26 Инструкции N П/0518 обращение, поступившее в Росреестр, по общему правилу рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации, а при его перенаправлении по подведомственности - в течение 30 дней со дня его регистрации в территориальном органе Росреестра или подведомственном ему учреждении, если не установлены более короткие сроки рассмотрения. В исключительных случаях такой срок может быть продлен, но не более чем до 60 дней.
В силу п. п. 52, 64 Инструкции N П/0518 ответ на обращение направляется гражданину в письменной форме по почтовому адресу либо в форме электронного документа по адресу электронной почты, а в отдельных случаях, в том числе при наличии в обращении письменной просьбы гражданина, может быть выдан на руки (при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а также доверенности на представление интересов гражданина, оформленной в установленном законодательством порядке).
При этом в случае разрешения вопроса по существу ответ Росреестра должен содержать в себе информацию о результатах объективного и всестороннего рассмотрения обращения с разъяснением автору обращения в доступной форме возможности либо невозможности (с указанием причин и правового обоснования) решения поставленного в обращении вопроса, а также принятых в случае необходимости мерах, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, с информацией по существу поставленных в обращении вопросов.
Помимо получения соответствующего ответа на свое обращение, гражданин по письменному заявлению имеет возможность в здании Росреестра знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну (п. 55 Инструкции N П/0518).
Запрет на выжигание сухой растительности
Северский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю напоминает землепользователям о недопустимости утилизации сухой травянистой растительности путем сжигания, так как это наносит непоправимый вред окружающей среде и здоровью людей, а также может вызвать пожароопасную ситуацию Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. № 1213 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» установлен запрет на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. В соответствии с пунктами 218 и 283 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 № 390, запрещено выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивых остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Под выжиганием сухой растительности, в том числе при проведении сельскохозяйственных палов, понимается повреждение или уничтожение вследствие пожаров травянистой и древесно-кустарниковой растительности, и как следствие, уничтожение плодородного слоя почвы, среды обитания объектов животного мира, загрязнение атмосферного воздуха. В условиях сухой, тёплой и ветреной погоды поджоги сухой травы, сорной растительности и мусора могут привести к значительному ущербу. Недобросовестные собственники земель сельскохозяйственного назначения не используют землю для производства сельскохозяйственной продукции, и поля зарастают деревьями, кустарниками, сорной растительностью, что представляет угрозу в случае возгорания и возникновения пожара не только окружающей среде — почве, растениям, деревьям, животным, но и может возникнуть угроза жизни людей. Статьей 42 «Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков: - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, которое не должно наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; - осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; - своевременно приступать к использованию земельных участков; - соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.
СДЕЛКИ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ

Росреестр рассказал, каких правил нужно придерживаться при совершении сделок по продаже недвижимости, собственником которой (одним из собственников) является несовершеннолетний ребенок <1>. Важно знать, что несовершеннолетние делятся на две категории:
- дети, не достигшие 14 лет. Такие несовершеннолетние сами в сделках не участвуют - их интересы представляют законные представители (родители, усыновители, опекуны);
- дети от 14 до 18 лет. Эта категория несовершеннолетних может совершать сделки с недвижимостью, но только при наличии письменного согласия законных представителей. Если такого согласия нет, то сделка может быть признана судом недействительной.
Вне зависимости от возраста ребенка законным представителям нужно получить перед сделкой разрешение органов опеки и попечительства. Также важным условием сделки с участием детей является нотариальное заверение договора купли-продажи. Без нотариального удостоверения сделка считается недействительной.
Подать пакет документов на регистрацию сделки можно одним из следующих способов:
- лично через МФЦ;
- лично в рамках услуги выездного обслуживания;
- лично в офисах Федеральной кадастровой палаты Росреестра (по экстерриториальному принципу);
- дистанционно через портал госуслуг или через сайт Росреестра (понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись);
- по почте отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в территориальный орган или офис Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости.
За регистрацией сделки может обратиться или нотариус, удостоверивший договор купли-продажи, или одна из сторон договора.
--------------------------------
<1> Информация Росреестра https://rosreestr.gov.ru/press/archive/otvet-kak-osushchestvlyayutsya-sdelki-s-nedvizhimostyu-s-uchastiem-nesovershennoletnikh/.
Запрет на выжигание сухой растительности
Северский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю напоминает землепользователям о недопустимости утилизации сухой травянистой растительности путем сжигания, так как это наносит непоправимый вред окружающей среде и здоровью людей, а также может вызвать пожароопасную ситуацию Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. № 1213 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» установлен запрет на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. В соответствии с пунктами 218 и 283 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 № 390, запрещено выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивых остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Под выжиганием сухой растительности, в том числе при проведении сельскохозяйственных палов, понимается повреждение или уничтожение вследствие пожаров травянистой и древесно-кустарниковой растительности, и как следствие, уничтожение плодородного слоя почвы, среды обитания объектов животного мира, загрязнение атмосферного воздуха. В условиях сухой, тёплой и ветреной погоды поджоги сухой травы, сорной растительности и мусора могут привести к значительному ущербу. Недобросовестные собственники земель сельскохозяйственного назначения не используют землю для производства сельскохозяйственной продукции, и поля зарастают деревьями, кустарниками, сорной растительностью, что представляет угрозу в случае возгорания и возникновения пожара не только окружающей среде — почве, растениям, деревьям, животным, но и может возникнуть угроза жизни людей. Статьей 42 «Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков: - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, которое не должно наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; - осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; - своевременно приступать к использованию земельных участков; - соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.
В каком порядке передоверить полномочия по доверенности
1. Когда возможно передоверие
Вы можете передоверить полномочия, если (п. 1 ст. 187 ГК РФ):
1)    такая возможность предусмотрена в доверенности, выданной вам;
2)    или в доверенности нет права на передоверие, но нет и запрета, а вы вынуждены это сделать в силу обстоятельств для охраны интересов лица, которое выдало доверенность.
Учтите, что когда доверенность выдана нескольким представителям, которые должны действовать совместно, то и передоверить полномочия они могут только все сразу. Чтобы каждый из них мог делать это по отдельности, представляемый должен заранее предусмотреть это в доверенности (см. Позицию ВС РФ).

1.1. Сколько раз можно передоверять доверенность
Это зависит от того, есть ли указания на этот счет в доверенности. Например, представляемый может выдать ее только с двукратным правом передоверия.
Если оговорок нет и последующее передоверие разрешено (п. 7 ст. 187 ГК РФ), то передоверий может быть неограниченное количество, поскольку ограничений в законе нет. Причем как передоверий по основной доверенности, так и последующих передоверий. Но это работает при условии, что все представители сохранят за собой полностью полномочия при передоверии. Если же с каждым передоверием вы теряете часть полномочий, то рано или поздно передоверять уже будет нечего. За этим обычно следит нотариус, который во многих случаях удостоверяет передоверие (п. п. 7.3, 7.5, 7.12, 7.13 Методических рекомендаций по удостоверению доверенностей).

2. Когда передоверие не допускается
Оно не допускается по доверенности, которая удостоверена организацией-работодателем, учебным заведением или администрацией стационарного лечебного учреждения и выдана для получения (п. 5 ст. 187, п. 3 ст. 185.1 ГК РФ):
1)    зарплаты и других платежей, связанных с трудовыми отношениями;
2)    вознаграждения авторов и изобретателей;
3)    пенсий, пособий, стипендий;
4)    не ценной корреспонденции.
Также нельзя передоверить полномочия, если они получены:
•    в порядке передоверия, если только это прямо не разрешено первоначальной доверенностью или законом (п. 7 ст. 187 ГК РФ);
•    по безотзывной доверенности, если в ней прямо это не разрешено (п. 3 ст. 188.1 ГК РФ).

3. Какие требования предъявляются к доверенности, выданной в порядке передоверия
Если организация передоверяет свои полномочия, требования к доверенности в основном такие же, как и требования к первоначальной доверенности, выданной от имени юридического лица.
Однако есть свои особенности по форме и содержанию.

3.1. Требования к форме
По общему правилу доверенность в порядке передоверия нужно удостоверить у нотариуса (п. 3 ст. 187 ГК РФ).
Обратите внимание: если вы включили передоверие в текст договора, то такой договор тоже нужно нотариально удостоверить. Например, когда вы заключаете договор по доверенности и указываете в нем, что акты от имени представляемой вами организации вместо вас вправе подписывать третье лицо (п. 4 ст. 185, п. 3 ст. 187 ГК РФ).
Свои особенности имеет передоверие в суде. Вы можете сделать устное или письменное заявление о нем прямо в судебном заседании (см. Позицию ВС РФ).

3.1.1. Нужно ли нотариально удостоверять доверенность, выданную юридическим лицом в порядке передоверия
Нет, в этом случае, а также если доверенность выдал руководитель филиала или представительства юрлица, достаточно простой письменной формы (п. 3 ст. 187 ГК РФ).


См. также: Какие позиции есть у судов о требованиях к доверенности в порядке передоверия

3.2. Требования к сроку и содержанию
Срок действия и объем полномочий при передоверии не могут быть больше, чем установлено в первоначальной доверенности. Поэтому вы можете их сократить, но не увеличить, передоверить только часть полномочий, а не все (п. п. 1, 4 ст. 187 ГК РФ, ст. 59 Основ законодательства РФ о нотариате, п. п. 7.13, 8.4 Методических рекомендаций по удостоверению доверенностей). Например, у вас есть доверенность на право заключать договоры поставки без ограничений, а передоверить вы хотите возможность заключать договоры на сумму не более 100 000 руб. Так сделать можно. А вот если у вас доверенность с ограничениями для вас, к примеру, те же 100 000 руб. для договора поставки, то передоверить возможность заключить любой договор вне зависимости от суммы уже не получится.
Когда передоверие удостоверяет нотариус, он указывает в доверенности реквизиты первоначальной (п. 7.14 Методических рекомендаций по удостоверению доверенностей). Рекомендуем соблюсти это правило и при простой письменной форме, чтобы было очевидно происхождение ваших полномочий.

4. Нужно ли известить представляемого о передоверии
Да, вы должны его известить о факте передоверия и о личности того, кому передоверили полномочия (субпредставителя), в разумный срок (п. 2 ст. 187 ГК РФ). Законодатель не разъясняет, что такое разумный срок, а представляемый и представитель могут оценивать его по-разному. Во избежание споров рекомендуем уведомить представляемого при первой же возможности. Например, сначала для оперативности это можно сделать по электронной почте, а затем уже отправить официальное письменное уведомление - почтой или курьером.
Это так важно, потому что, пока представляемый не знает о передоверии, вы отвечаете за действия субпредставителя, как за свои собственные. Помимо этого, ваше бездействие может помешать представляемому реализовать право на отмену передоверия, если его не устраивает, например,
Простая или нотариальная: в какой форме составить доверенность
1. В каких случаях допустимо оформить доверенность в простой письменной форме
Во всех случаях, когда закон или соглашение сторон не требуют ее обязательного удостоверения у нотариуса (п. 1 ст. 185, п. 1 ст. 161, п. 2 ст. 163 ГК РФ).
Например, простой письменной формы достаточно, если вы выдаете от имени организации:
•    доверенность на представление ее интересов в суде (ч. 5 ст. 61 АПК РФ, ч. 3 ст. 53 ГПК РФ, ч. 6 ст. 57 КАС РФ);
•    доверенность в налоговый орган;
•    доверенность на подписание договоров, приложений к ним и соглашений об их изменении и расторжении. Исключение - договоры (и связанные с ними документы), для подписания которых нужна нотариальная доверенность;
•    доверенность, по которой ваш представитель будет выдавать (передавать, отгружать) или получать товар;
•    доверенность на получение и отправку почты;
•    доверенность в банк;
    доверенность, по которой ваш представитель направляет запрос о предоставлении сведений из ЕГРН (п. 41 Порядка предоставления сведений из ЕГРН).

2. В каких случаях доверенность требует обязательного нотариального удостоверения (нотариальной формы)
В случаях, предусмотренных соглашением сторон или законом. Если доверенность не удостоверить нотариально, когда это обязательно, она будет ничтожна (п. п. 2, 3 ст. 163 ГК РФ).
Иногда стороны сами договариваются о нотариальном удостоверении доверенности. В договоре поручения, например, может быть указано, что доверитель обязан выдать поверенному нотариальную доверенность на юридические действия, указанные в договоре. Или договор поставки может предусматривать, что получить товар представитель покупателя может только при предъявлении нотариальной доверенности. Поэтому не забудьте проверить договор, в рамках которого будет действовать ваш представитель, на предмет такого условия.
В остальных случаях доверенность удостоверяют у нотариуса, потому что этого требует закон.

2.1. В каких случаях закон требует составить нотариальную доверенность
Обратиться к нотариусу вам придется, в частности, если доверенность:
•    безотзывная (п. 2 ст. 188.1 ГК РФ);
•    на совершение сделки, требующей нотариальной формы. Например, чтобы представитель мог заключить от вашего имени договор залога доли в уставном капитале ООО (п. 1 ст. 185.1 ГК РФ, п. 2 ст. 22 Закона об ООО);
•    для госрегистрации прав/сделок, в частности прав на недвижимость. Имейте в виду, что нотариальная доверенность нужна как для подачи документов, так и для их получения после проведения регистрации (п. 1 ст. 185.1 ГК РФ, ч. 4 ст. 15, ч. 14 ст. 29 Закона о госрегистрации недвижимости);
•    на распоряжение правами, которые зарегистрированы в государственных реестрах. Например, когда вы доверяете представителю заключить договор купли-продажи недвижимости (п. 1 ст. 185.1 ГК РФ, п. 128 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25);
•    на представление документов для госрегистрации юрлица (п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП);
•    выдается в порядке передоверия. Даже если первоначальная доверенность не нотариальная, передоверить полномочия по ней можно только через нотариуса. Но есть исключения: когда полномочия передоверяет юридическое лицо, руководитель филиала или представительства, удостоверять доверенность у нотариуса не нужно. Обратите внимание, что по общему правилу передоверить полномочия можно, только если в первоначальной доверенности указано такое право (п. п. 1, 3 ст. 187 ГК РФ).
Запрет на выжигание сухой растительности
Северский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю напоминает землепользователям о недопустимости утилизации сухой травянистой растительности путем сжигания, так как это наносит непоправимый вред окружающей среде и здоровью людей, а также может вызвать пожароопасную ситуацию Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. № 1213 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» установлен запрет на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. В соответствии с пунктами 218 и 283 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 № 390, запрещено выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивых остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Под выжиганием сухой растительности, в том числе при проведении сельскохозяйственных палов, понимается повреждение или уничтожение вследствие пожаров травянистой и древесно-кустарниковой растительности, и как следствие, уничтожение плодородного слоя почвы, среды обитания объектов животного мира, загрязнение атмосферного воздуха. В условиях сухой, тёплой и ветреной погоды поджоги сухой травы, сорной растительности и мусора могут привести к значительному ущербу. Недобросовестные собственники земель сельскохозяйственного назначения не используют землю для производства сельскохозяйственной продукции, и поля зарастают деревьями, кустарниками, сорной растительностью, что представляет угрозу в случае возгорания и возникновения пожара не только окружающей среде — почве, растениям, деревьям, животным, но и может возникнуть угроза жизни людей. Статьей 42 «Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков: - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, которое не должно наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; - осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; - своевременно приступать к использованию земельных участков; - соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.
Какие сделки требуют нотариального удостоверения (заверения)
1. Какие односторонние сделки нужно удостоверять нотариально по закону
По общему правилу нужно удостоверять у нотариуса:
1)    доверенность, в частности:
    - на совершение сделок, которые требуют нотариальной формы (п. 1 ст. 185.1 ГК РФ);
    - на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок (п. 1 ст. 185.1 ГК РФ);
    - на распоряжение зарегистрированными в госреестрах правами, например на заключение договора купли-продажи или мены недвижимости, на установление сервитута либо ипотеки (п. 1 ст. 185.1 ГК РФ, см. Позицию ВС РФ, Позицию ВС РФ);
    - выдаваемую в порядке передоверия (п. 3 ст. 187 ГК РФ);
2)    отмену доверенности, удостоверенной нотариально (пп. 2 п. 1 ст. 188 ГК РФ).


См. также:
•    В каких случаях закон требует составить нотариальную доверенность
•    Какие позиции есть у судов о нотариальном удостоверении доверенности

2. Какие договоры нужно удостоверять нотариально по закону
Закон предусматривает нотариальное удостоверение, например, для договора ренты, инвестиционного товарищества (ст. 584 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Закона об инвестиционном товариществе).
Также закон требует нотариальной формы для ряда договоров по распоряжению правами на имущество, которые подлежат госрегистрации (п. 3 ст. 8.1 ГК РФ). Как правило, нужно удостоверять, в частности, договор по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимость и договор ипотеки таких долей (ч. 1.1 ст. 42 Закона о госрегистрации недвижимости).
Обратите внимание, что не нужно нотариально удостоверять договор об ипотеке (Письмо Росреестра от 22.07.2019 N 14-07181-ГЕ/19 (вместе с Письмом Минэкономразвития России от 16.04.2019 N Д23и-12740)):
•    здания одновременно с долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположено такое здание;
•    квартиры (помещения) одновременно с долей в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом (нежилым зданием), в котором расположена такая квартира (помещение).

См. также:
•    Нужно ли нотариально удостоверять договор купли-продажи земельной доли
•    Нужно ли нотариально удостоверять договор купли-продажи доли в праве общей собственности на недвижимость
•    Какие позиции есть у судов о нотариальном удостоверении сделок с долями в праве на недвижимость

Кроме того, договор придется нотариально удостоверить, если его форма является производной от формы основного договора, который, в свою очередь, удостоверен нотариально. Среди них:
•    предварительный договор (п. 2 ст. 429 ГК РФ);
•    соглашение об уступке требования (п. 1 ст. 389 ГК РФ);
•    договор залога в обеспечение исполнения обязательств (п. 3 ст. 339 ГК РФ).
То есть если закон обязывает заключить ваше соглашение в той же форме, что и основной договор, то нужно проверить, удостоверен ли он нотариально. Если да, то и ваша сделка должна быть совершена в нотариальной форме.
Обратите внимание, что закон требует нотариальной формы не только для гражданско-правовых договоров. В корпоративных отношениях, в частности, по общему правилу нужно удостоверять сделки по отчуждению долей в уставном капитале ООО или в складочном капитале хозяйственного партнерства, в том числе при передаче доли в уставном капитале ООО в качестве отступного (п. 11 ст. 21 Закона об ООО, ч. 3 ст. 12 Закона о хозяйственных партнерствах, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6).