Права лиц без гражданства в РФ
Лица без гражданства пользуются в РФ правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; п. 2 ст. 2, п. 1 ст. 3, ст. 4 Закона N 115-ФЗ).
Так, право на свободу передвижения в пределах РФ для лиц без гражданства ограничено, в частности, регламентированным посещением ими отдельных территорий РФ (например, г. Комсомольска-на-Амуре и Чукотского автономного округа) (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ; п. 1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ; п. 2 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 754; п. п. 2, 17 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.1992 N 470).
Также ограничено право лиц без гражданства свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию на территории РФ. Например, право осуществлять трудовую деятельность возникает по общему правилу по достижении лицом возраста 18 лет и при наличии разрешения на работу или патента. Исключение из данного правила предусмотрено, например, для лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих в РФ, а также для имеющих временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ; ст. 327.1 ТК РФ; п. п. 1, 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Справка. Ограничения отдельных видов деятельности лиц без гражданства
Лица без гражданства не вправе, в частности (п. п. 1, 3 ст. 56 КТМ РФ; п. 3 ст. 1247 ГК РФ; ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате; п. 1 ст. 13, п. 1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ; ст. 13 Закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ; п. 3 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 755):
1) находиться на муниципальной службе;
2) замещать должности капитана, старшего механика в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ;
3) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также командиром экспериментального воздушного судна;
4) работать на объектах и в организациях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ (например, в организациях, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства);
5) быть нотариусом или патентным поверенным;
6) занимать должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях.
В отношении права на медицинскую помощь можно отметить, в частности, следующее. Постоянно проживающие в РФ лица без гражданства пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Также временно пребывающим и осуществляющим трудовую деятельность на территории РФ лицам без гражданства (за некоторым исключением) предоставлено право на бесплатную медицинскую помощь при условии уплаты за них страховых взносов на ОМС в течение не менее трех лет. До истечения этого срока им может быть оказана бесплатно в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения скорая медицинская помощь, в частных медицинских организациях - экстренная медицинская помощь (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ; п. п. 11, 13 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 11, ч. 3, 4 ст. 19, ч. 1 ст. 35 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; ч. 1, 1.1 ст. 10, ч. 1, 1.1 ст. 16 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ; п. п. 3, 4(1), 5, 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 N 186; Письмо ФФОМС от 17.08.2022 N 00-10-80-3-06/9352).
Право частной собственности на землю для лиц без гражданства также ограничено. Так, они не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных, установленных особо, территориях РФ в соответствии с федеральными законами. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются им в собственность исключительно за плату. Также, по общему правилу, обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения они могут только на праве аренды (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ; п. 3 ст. 15, п. 4 ст. 39.4 ЗК РФ; ст. 3 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ; Письмо Росреестра от 23.04.2024 N 11-3761-АБ/24).
Обязанности лиц без гражданства в РФ
Лица без гражданства несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; п. 2 ст. 2, п. 1 ст. 3, ст. 4 Закона N 115-ФЗ).
Отметим некоторые особенности в отношении обязанностей таких лиц на территории РФ.
Лица без гражданства не могут быть призваны на военную службу или альтернативную гражданскую службу (ч. 1, 2 ст. 59 Конституции РФ; п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ).
Временно пребывающие на территории РФ лица без гражданства обязаны иметь действующий на территории РФ договор (полис) ДМС, либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией в субъекте РФ, на территории которого такие лица намерены осуществлять трудовую деятельность, либо полис ОМС (п. 2 ст. 2, п. 5.1 ст. 5, п. 14 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).
В части соблюдения законодательства о миграционном учете такие лица, по общему правилу, подлежат постановке на учет по месту пребывания (ст. 29.1 Закона N 115-ФЗ; п. 6 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 20 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. п. 2, 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9).
Лицо без гражданства обязано иметь документы, подтверждающие законность его нахождения в РФ, например действительный вид на жительство, разрешение на временное проживание или разрешение на временное проживание в целях получения образования (абз. 10 п. 1, п. 2 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
В связи с этим лицо без гражданства, в частности, обязано (п. 2 ст. 5, п. 9 ст. 6, п. 11 ст. 6.2, п. 3, пп. 2, 6 п. 6, п. п. 7, 11, пп. 5 п. 12 ст. 8, п. 11 ст. 13.2, п. п. 1 - 3 ст. 31 Закона N 115-ФЗ):
1) выехать из РФ по истечении срока, установленного для законного нахождения на территории РФ (в том числе в случае сокращения такого срока), при аннулировании разрешения на временное проживание, разрешения на временное проживание в целях получения образования или вида на жительство, а также в иных предусмотренных законодательством случаях. При неисполнении этой обязанности лицо подлежит депортации.
Обратите внимание! В случае выдачи лицу без гражданства временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ решение о его депортации подлежит отмене в течение пяти рабочих дней со дня поступления информации о выдаче этого удостоверения (п. 12.1 ст. 31 Закона N 115-ФЗ);
2) в течение двух месяцев (шести месяцев - при наличии уважительных причин) по истечении очередного года со дня получения разрешения на временное проживание в РФ или вида на жительство подавать уведомление о подтверждении своего проживания в РФ с приложением документа, подтверждающего размер и источник дохода за указанный год. Лица без гражданства, получившие разрешение на временное проживание в целях получения образования, освобождаются от подачи такого уведомления;
3) подавать заявление о замене вида на жительство не позднее чем по истечении месяца со дня наступления определенных обстоятельств (например, при изменении фамилии или гражданской принадлежности, а также по окончании срока действия вида на жительство, который выдается лицам без гражданства сроком на десять лет).
Законодательством также предусмотрено, что для получения разрешения на временное проживание, разрешения на временное проживание в целях получения образования, вида на жительство, патента на временное осуществление трудовой деятельности, а также разрешения на работу по общему правилу потребуется пройти государственную дактилоскопическую регистрацию и получить медицинские документы, подтверждающие отсутствие факта употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и отсутствие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции. Такая же обязанность установлена в общем случае для прибывших в РФ лиц без гражданства на срок более 90 календарных дней (п. п. 13, 18 - 21 ст. 5, п. п. 4, 4.1, 4.2 ст. 6, пп. 1 п. 5 ст. 6.1, п. п. 3, 4 ст. 6.2, пп. 13 п. 1 ст. 7, п. 5.1 ст. 8, пп. 13 п. 1 ст. 9, п. 12 ст. 13, пп. 5 п. 2, пп. 6 п. 9 ст. 13.3, пп. 10 п. 9 ст. 18 Закона N 115-ФЗ; ст. 8 Закона от 14.07.2022 N 357-ФЗ; п. п. 5, 6 ст. 34 Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ; ст. 5, п. п. "л", "п", "х" ч. 1 ст. 9 Закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ; пп. 53.9 п. 53, п. 104 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 11.06.2020 N 417; Разъяснения МВД России).
Ответственность лиц без гражданства в РФ
Виновные в нарушении законодательства РФ лица без гражданства привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 33, 35 Закона N 115-ФЗ).
Лицо без гражданства привлекается к административной ответственности, в частности, в случае осуществления трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу или патента (когда такие документы требуются), а также в случае нарушения режима пребывания (проживания) в РФ, например при неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. ст. 18.8, 18.10 КоАП РФ).
Фиктивная регистрация лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ либо фиктивная постановка на учет такого лица по месту пребывания в РФ влечет уголовную ответственность (ст. ст. 322.2, 322.3 УК РФ).
Справка. Фиктивная регистрация (постановка на учет) лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении (по месту пребывания) в РФ
Фиктивная регистрация по месту жительства - регистрация лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо регистрация без намерения такого лица проживать в соответствующем жилом помещении, либо регистрация без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это помещение для проживания.
Фиктивная постановка на учет по месту пребывания - постановка лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка такого лица на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без его намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить это помещение для фактического проживания, либо постановка на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой такое лицо не осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность (п. п. 10, 11 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ).
При наличии определенных оснований в отношении лица без гражданства могут быть приняты решения о неразрешении въезда в РФ или о нежелательности пребывания (проживания) в РФ. Однако в случае выдачи лицу, в отношении которого принято соответствующее решение, временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ такое решение подлежит отмене или в отдельных случаях приостановлению (например, при принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) лица в РФ в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения) (ч. 3, 4, 10 ст. 25.10 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ).
В отдельных случаях выезд из РФ лица без гражданства может быть ограничен. К таким случаям относятся следующие (ст. 28 Закона N 114-ФЗ):
1) задержание по подозрению в совершении преступления либо привлечение в качестве обвиняемых - до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;
2) осуждение за совершение преступления на территории РФ - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;
3) уклонение от исполнения обязательств, наложенных на них судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
4) невыполнение предусмотренных законодательством РФ обязательств по уплате налогов - до выполнения этих обязательств;
5) привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ - до исполнения наказания или до освобождения от наказания.
Лица без гражданства пользуются в РФ правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; п. 2 ст. 2, п. 1 ст. 3, ст. 4 Закона N 115-ФЗ).
Так, право на свободу передвижения в пределах РФ для лиц без гражданства ограничено, в частности, регламентированным посещением ими отдельных территорий РФ (например, г. Комсомольска-на-Амуре и Чукотского автономного округа) (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ; п. 1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ; п. 2 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 754; п. п. 2, 17 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.1992 N 470).
Также ограничено право лиц без гражданства свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию на территории РФ. Например, право осуществлять трудовую деятельность возникает по общему правилу по достижении лицом возраста 18 лет и при наличии разрешения на работу или патента. Исключение из данного правила предусмотрено, например, для лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих в РФ, а также для имеющих временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ; ст. 327.1 ТК РФ; п. п. 1, 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Справка. Ограничения отдельных видов деятельности лиц без гражданства
Лица без гражданства не вправе, в частности (п. п. 1, 3 ст. 56 КТМ РФ; п. 3 ст. 1247 ГК РФ; ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате; п. 1 ст. 13, п. 1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ; ст. 13 Закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ; п. 3 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 755):
1) находиться на муниципальной службе;
2) замещать должности капитана, старшего механика в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ;
3) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также командиром экспериментального воздушного судна;
4) работать на объектах и в организациях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ (например, в организациях, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства);
5) быть нотариусом или патентным поверенным;
6) занимать должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях.
В отношении права на медицинскую помощь можно отметить, в частности, следующее. Постоянно проживающие в РФ лица без гражданства пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Также временно пребывающим и осуществляющим трудовую деятельность на территории РФ лицам без гражданства (за некоторым исключением) предоставлено право на бесплатную медицинскую помощь при условии уплаты за них страховых взносов на ОМС в течение не менее трех лет. До истечения этого срока им может быть оказана бесплатно в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения скорая медицинская помощь, в частных медицинских организациях - экстренная медицинская помощь (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ; п. п. 11, 13 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 11, ч. 3, 4 ст. 19, ч. 1 ст. 35 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; ч. 1, 1.1 ст. 10, ч. 1, 1.1 ст. 16 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ; п. п. 3, 4(1), 5, 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 N 186; Письмо ФФОМС от 17.08.2022 N 00-10-80-3-06/9352).
Право частной собственности на землю для лиц без гражданства также ограничено. Так, они не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных, установленных особо, территориях РФ в соответствии с федеральными законами. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются им в собственность исключительно за плату. Также, по общему правилу, обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения они могут только на праве аренды (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ; п. 3 ст. 15, п. 4 ст. 39.4 ЗК РФ; ст. 3 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ; Письмо Росреестра от 23.04.2024 N 11-3761-АБ/24).
Обязанности лиц без гражданства в РФ
Лица без гражданства несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; п. 2 ст. 2, п. 1 ст. 3, ст. 4 Закона N 115-ФЗ).
Отметим некоторые особенности в отношении обязанностей таких лиц на территории РФ.
Лица без гражданства не могут быть призваны на военную службу или альтернативную гражданскую службу (ч. 1, 2 ст. 59 Конституции РФ; п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ).
Временно пребывающие на территории РФ лица без гражданства обязаны иметь действующий на территории РФ договор (полис) ДМС, либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией в субъекте РФ, на территории которого такие лица намерены осуществлять трудовую деятельность, либо полис ОМС (п. 2 ст. 2, п. 5.1 ст. 5, п. 14 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).
В части соблюдения законодательства о миграционном учете такие лица, по общему правилу, подлежат постановке на учет по месту пребывания (ст. 29.1 Закона N 115-ФЗ; п. 6 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 20 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. п. 2, 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9).
Лицо без гражданства обязано иметь документы, подтверждающие законность его нахождения в РФ, например действительный вид на жительство, разрешение на временное проживание или разрешение на временное проживание в целях получения образования (абз. 10 п. 1, п. 2 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
В связи с этим лицо без гражданства, в частности, обязано (п. 2 ст. 5, п. 9 ст. 6, п. 11 ст. 6.2, п. 3, пп. 2, 6 п. 6, п. п. 7, 11, пп. 5 п. 12 ст. 8, п. 11 ст. 13.2, п. п. 1 - 3 ст. 31 Закона N 115-ФЗ):
1) выехать из РФ по истечении срока, установленного для законного нахождения на территории РФ (в том числе в случае сокращения такого срока), при аннулировании разрешения на временное проживание, разрешения на временное проживание в целях получения образования или вида на жительство, а также в иных предусмотренных законодательством случаях. При неисполнении этой обязанности лицо подлежит депортации.
Обратите внимание! В случае выдачи лицу без гражданства временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ решение о его депортации подлежит отмене в течение пяти рабочих дней со дня поступления информации о выдаче этого удостоверения (п. 12.1 ст. 31 Закона N 115-ФЗ);
2) в течение двух месяцев (шести месяцев - при наличии уважительных причин) по истечении очередного года со дня получения разрешения на временное проживание в РФ или вида на жительство подавать уведомление о подтверждении своего проживания в РФ с приложением документа, подтверждающего размер и источник дохода за указанный год. Лица без гражданства, получившие разрешение на временное проживание в целях получения образования, освобождаются от подачи такого уведомления;
3) подавать заявление о замене вида на жительство не позднее чем по истечении месяца со дня наступления определенных обстоятельств (например, при изменении фамилии или гражданской принадлежности, а также по окончании срока действия вида на жительство, который выдается лицам без гражданства сроком на десять лет).
Законодательством также предусмотрено, что для получения разрешения на временное проживание, разрешения на временное проживание в целях получения образования, вида на жительство, патента на временное осуществление трудовой деятельности, а также разрешения на работу по общему правилу потребуется пройти государственную дактилоскопическую регистрацию и получить медицинские документы, подтверждающие отсутствие факта употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и отсутствие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции. Такая же обязанность установлена в общем случае для прибывших в РФ лиц без гражданства на срок более 90 календарных дней (п. п. 13, 18 - 21 ст. 5, п. п. 4, 4.1, 4.2 ст. 6, пп. 1 п. 5 ст. 6.1, п. п. 3, 4 ст. 6.2, пп. 13 п. 1 ст. 7, п. 5.1 ст. 8, пп. 13 п. 1 ст. 9, п. 12 ст. 13, пп. 5 п. 2, пп. 6 п. 9 ст. 13.3, пп. 10 п. 9 ст. 18 Закона N 115-ФЗ; ст. 8 Закона от 14.07.2022 N 357-ФЗ; п. п. 5, 6 ст. 34 Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ; ст. 5, п. п. "л", "п", "х" ч. 1 ст. 9 Закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ; пп. 53.9 п. 53, п. 104 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 11.06.2020 N 417; Разъяснения МВД России).
Ответственность лиц без гражданства в РФ
Виновные в нарушении законодательства РФ лица без гражданства привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 33, 35 Закона N 115-ФЗ).
Лицо без гражданства привлекается к административной ответственности, в частности, в случае осуществления трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу или патента (когда такие документы требуются), а также в случае нарушения режима пребывания (проживания) в РФ, например при неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. ст. 18.8, 18.10 КоАП РФ).
Фиктивная регистрация лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ либо фиктивная постановка на учет такого лица по месту пребывания в РФ влечет уголовную ответственность (ст. ст. 322.2, 322.3 УК РФ).
Справка. Фиктивная регистрация (постановка на учет) лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении (по месту пребывания) в РФ
Фиктивная регистрация по месту жительства - регистрация лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо регистрация без намерения такого лица проживать в соответствующем жилом помещении, либо регистрация без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это помещение для проживания.
Фиктивная постановка на учет по месту пребывания - постановка лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка такого лица на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без его намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить это помещение для фактического проживания, либо постановка на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой такое лицо не осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность (п. п. 10, 11 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ).
При наличии определенных оснований в отношении лица без гражданства могут быть приняты решения о неразрешении въезда в РФ или о нежелательности пребывания (проживания) в РФ. Однако в случае выдачи лицу, в отношении которого принято соответствующее решение, временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ такое решение подлежит отмене или в отдельных случаях приостановлению (например, при принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) лица в РФ в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения) (ч. 3, 4, 10 ст. 25.10 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ).
В отдельных случаях выезд из РФ лица без гражданства может быть ограничен. К таким случаям относятся следующие (ст. 28 Закона N 114-ФЗ):
1) задержание по подозрению в совершении преступления либо привлечение в качестве обвиняемых - до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;
2) осуждение за совершение преступления на территории РФ - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;
3) уклонение от исполнения обязательств, наложенных на них судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
4) невыполнение предусмотренных законодательством РФ обязательств по уплате налогов - до выполнения этих обязательств;
5) привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ - до исполнения наказания или до освобождения от наказания.